Пример: пробка на светофоре, некто становится первым "левее левого", уже на встречной
полосе. Кто знает, может этот некто поступил так, сжав зубы и тихо матеря самого себя и
обстоятельства, просто ему крайне необходимо приехать куда-то побыстрее, и риск
опоздать для него много весомее, чем риск создания аварийной ситуации. (Вариант:
человек осознает, что неадекватен, и осознанно бросает вызов общественному мнению,
рассчитывая например на свой социальный статус). Это скверно и антисоциально, но так
бывает. Осознанная неадекватность может обидеть или разозлить, но на деле не всегда так
уж страшна; как правило, человек, идя на нее, предельно собран и сконцентрирован на
том, чтобы не допустить перехода неадекватности в реальную аварийную ситуацию.
Неадекватность "растительная", по моему грустному опыту, намного опаснее. Человек
может просто не отдавать себе отчет в том, как его поведение расценивается
окружающими. Он-то уверен, что все в порядке! и поэтому безмятежно расслаблен и
ведет себя как ни в чем не бывало. (Когда, внезапно по его мнению, он оказывается
виновником ДТП, типичная реакция выглядит как обиженно-озадаченное "А шо? А шо
я?") Типичные причины "растительной" неадекватности - нетрезвое состояние,
недомыслие, притупление восприятия усталостью, в конце концов, банальный бытовой
кретинизм.
Среди причин "растительной" неадекватности особняком стоит несоответствие каких-
либо физических качеств (сила, скорость реакции, острота зрения, слуха) или навыков
человека окружающей ситуации. Пример - "чайник" заглох на перекрестке. Он хороший,
этот чайник, он просто еще не овладел нужными навыками, не успел им научиться!
подрастет - Мяккиненом станет.
Еще один ностальгический, чуть грустный пример.
Отец моего друга всю жизнь за рулем, водительский стаж - лет 50. В молодые и зрелые
годы он был великолепным водителем. Но сейчас возраст взял свое. Зрение, слух ослабли.
Уменьшилась сила мышц, рука не так тверда. Увеличилось время реакции. Уменьшилась
подвижность шеи, труднее стало крутить головой. Все понемногу, а вместе - старость.
Однако милый и хороший старый мужик по-прежнему верит, что он такой же, как и 30-40
лет назад, подвижный, быстрый, внимательный, сильный, умелый, чуткий! его уже не
переубедишь, ему не объяснишь, что уже и он стал не тот, и дорожное движение вокруг
стало более напряженным и "резким". Он по-прежнему ездит с женой на запорожце на
дачу по выходным, а изредка - на "девятке" в гости к родственникам, и искренне верит,
что все нормально. Объективно же это хммм... не всегда так. Неадекватность ребенка на
дороге - из той же серии, физически ребенок шустр и зряч, но оценивать скорости,
расстояния и главное - последствия еще не умеет.
Итак, мы пришли к тому, что 100%-го контроля ситуации на дороге добиться если и
можно, то очень трудно; а в качестве "рабочей гипотезы" приняли тезис о том, что
необходимо и достаточно определять симптомы неадекватности вокруг себя, в результате
активно отслеживать относительно небольшой процент неадекватных людей, а
адекватных - лишь контролировать боковым зрением на предмет проявления симптомов
неадекватности. Этот подход очень развлекает: слежение за ситуацией на дороге
превращается в интересный вид спорта, как бы "логическую игру для взрослых". Наше
внимание оказывается не равномерно рассеянным по кругу в 360 градусов, а
сконцентрированным на поиске "всплесков", ярких и неярких особенностей, буквально
алмазов и жемчужин, шедевров человеческого поведения (а иногда - кретинизма).
Утро, путь в центр города на работу. Кругом машины, но "все спокойно и нормально... оп-
па, сзади жигуль совершает странные эволюции... впереди слева УАЗ плавно попер в
междурядье без поворотника - неадекватен? запомним... ага, жигуль - типичный
грачевщик и смотрит вправо а не вперед, вперед не пропущу - знаем таких, влепит по
тормозам перед носом, ото едь за мной, не заберу я твоего грача... нет, УАЗ вторично что-
то исполнил, и номера областные... видать начальник из села с непохмеленным водителем
и убитым рулевым, ну его, газу и уходим вперед... клумба, впереди в левом ряду набитая
маршрутка-козель, сейчас пойдет тормозить-резать, о, точно. Бимер справа сзади - явно
адекватен, когда начинаю пропускать, аккуратно и четко проходит вперед, спасибо,
порадовал. Прямая, левый ряд, а чего это встречный джип так странно замедляется у
осевой? ага, патруль-то он проехал, теперь наверное через двойную осевую ломанется
налево во двор, потому что по клумбе развернуться лень... внимание... нет, он передумал,
слишком плотный поток в сторону центра, не хочет. Под мост, три ряда превращаются в
два, а дальше будет один, я-то уже справа и все строятся, а вон та волга явно забыла? или
он на разворот? забыл, забыл, бывает, но раз поворотником просишься - едь, я тебя
дальше обгоню где пошире дорога, да, вот тут... кусок "серпантина" со встречными
камазами, э, парень, ну ты и обгоняешь, ща каак влетишь, вот тебе кусок места передо
мной, если понадобится, спрячешься. Не понадобилось, успел. Класс, молодец. А на
перекрестке откровенная неадекватность происходит, понятно - слева пробка, кадет
поздновато решил что ему все же направо, а москвич справа не знает, что это он на
главной, а не мы, знак не разглядел? Да, да, проезжай, а то сейчас будем вот это в
дергалки играть..."
А в это время вокруг проезжают еще десятки машин, не оставляя следа в сознании и
памяти - они адекватны и предсказуемы, они просто нормально едут.
К слову, потенциальная неадекватность водителя часто заметна по внешности и его и его
машины. Например, я остерегаюсь безвкусно обклеенных наклейками машин. Почему? ну
скажите, разве человек, наклеивший на зад девятки 10(! да, десять) одинаковых наклеек
"Гала-Радио" в расчете на "выиграть денежный приз "Гала-суточные" в 10кратном
размере" не является потенциально неадекватным? очень возможно - поведение водителя
на дороге тоже определяется его образом мышления, уровнем общей культуры и
образования. Скажите, адекватный мужчина наклеит на багажник наклейку с надписью
"Мой зад дорого стоит" (вчитайтесь!) и изображением $100? равно как и пошлую
наклейку якобы на тему соблюдения дистанции, изображающую половой акт? (вот
вариант "расшифровки" такой наклейки: "Осторожно, за рулем педераст"). Чересчур
броский, выделяющийся из потока автомобиль (из-за наклеек, или цвета, или
технического состояния, да мало ли) - это всегда повод отметить его как потенциально
(почеркиваю - не обязательно, но возможно!) неадекватный.
Существует и масса других признаков потенциальной неадекватности, как водителей, так
и пешеходов, относящихся к внешности, определенным характерным маневрам, работе
светотехникой и т.д. Список таких признаков будет, возможно, оформлен в виде
приложения.
Важное замечание. Неадекватность всегда взаимна. Если Вы видите, что кто-то
неадекватен - скорее всего он так же думает о вас, и возможно, что и поведет себя
соответственно. Тогда неадекватность станет нарастать с эффектом снежного кома.
Неадекватность имеет свойство концентрироваться в зависимости от ситуации. Стоит
лишь обстановке стать хоть чуть-чуть сложнее равномерного и прямолинейного движения
со скоростью 30 км/ч по ровной широкой трассе, проложенной в Антарктиде -
вероятность встретиться с проявлениями неадекватности быстро растет. Просто поворот,
темное время суток, перекресток, дождь, национальный праздник, мороз и т.д. -
абсолютно любая "особенность" концентрирует неадекватность в своей окрестности.
Чтобы понять причину возникновения таких "горячих точек" неадекватности, надо
понять, как соотносятся неадекватность и некомпетентность? Это сопряженные, но
совершенно различные понятия! Неадекватность субъективна, это Ваше личное
восприятие чьих-то действий, присущее лично Вам.