Разделяю подобный взгляд на мотоциклы по выделенным полосам.
Однако, позволю себе напомнить знаменитый указ губернатора Яковлева (который в тот момент был ещё по совместительству и неким "спортивным функционером" в питерском велоспорте!/images/smilies/rolleyes.gif) о закрытии центра Санкт-Петербурга
для велосипедов. :)
Не для автомобилей центр города закрыть, а
для велосипедов. :D
Тогда была огромная акция протеста велосипедистов Питера.
Нас снимало телевидение, писали в газетах.
Указ был "спущен на тормозах" как "ошибка чиновника", но похоже формально он продолжает действовать.
------------------------------
ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 августа 1999 г. N 804-р
О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ
ГУЖЕВОГО, ВЕРХОВОГО ТРАНСПОРТА, ВЕЛОСИПЕДОВ, МОПЕДОВ
И РОЛИКОВЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Губернатора Санкт-Петербурга
от 28.11.2007 N 63-пг)
В целях обеспечения безопасности дорожного движения,
упорядочения эксплуатации гужевого, верхового транспорта,
велосипедов, мопедов и роликовых средств передвижения в
Санкт-Петербурге, а также охраны жизни, здоровья и имущества
граждан и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, в
соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного
движения":
1. Управлению государственной инспекции безопасности дорожного
движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и
Ленинградской области (далее - УГИБДД):
1.1. Принять меры по усилению контроля за соблюдением
владельцами гужевого, верхового транспорта, велосипедов, мопедов и
роликовых средств передвижения Правил дорожного движения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), а также
нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного
движения с применением к нарушителям мер ответственности,
предусмотренных Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях.
1.2. Подготовить до 25.08.1999 предложения по введению на
территории Санкт-Петербурга порядка, предусматривающего наличие у
водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней),
погонщиков вьючных, верховых животных документа, подтверждающего
знание ими Правил дорожного движения и Основных положений по
допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а
у этих транспортных средств - специального регистрационного знака.
1.3. В целях создания необходимых условий для безопасного
движения транспортных средств и пешеходов принять меры,
предусматривающие в том числе установку дорожных знаков, по
временному ограничению или запрещению движения гужевого, верхового
транспорта, велосипедов, мопедов или изменению его организации на
отдельных участках дорог, по проезжей части магистралей
Санкт-Петербурга, указанных в перечне согласно приложению.
2. Лицензионной палате Санкт-Петербурга совместно с Комитетом
экономики и промышленной политики в месячный срок рассмотреть
возможность лицензирования деятельности физических и юридических
лиц - владельцев гужевого и верхового транспорта в соответствии с
действующим законодательством.
3. Утратил силу. - Постановление Губернатора СПб от 28.11.2007
N 63-пг.
4. Комитету по печати и связям с общественностью обеспечить
опубликование распоряжения в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на
вице-губернатора Санкт-Петербурга - начальника Управления
административных органов Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга
Гришанова В.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
губернатора Санкт-Петербурга
от 16.08.1999 N 804-р
ПЕРЕЧЕНЬ
МАГИСТРАЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
КОТОРЫХ ПО РЕШЕНИЮ УГИБДД ВРЕМЕННО ОГРАНИЧИВАЕТСЯ
ИЛИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ГУЖЕВОГО И ВЕРХОВОГО
ТРАНСПОРТА, ВЕЛОСИПЕДОВ И МОПЕДОВ
Московский пр.
Загородный пр.
Английская наб.
Вознесенский пр.
Адмиралтейская наб.
Большая Морская ул.
Малая Морская ул.
Гороховая ул.
Садовая ул.
Университетская наб.
Биржевая пл.
Невский пр.
Большой пр. ПС
Большой пр. ВО
Каменноостровский пр.
Суворовский пр.
Дворцовая наб.
наб. Робеспьера
Шпалерная ул.
Дворцовый проезд
Загородный пр.
Владимирский пр.
Литейный пр.
ул. Чайковского
Примечание:
В порядке исключения при выполнении деятельности, полезной для
нужд городского хозяйства, введенные ограничения на движение по
указанным магистралям по согласованию с УГИБДД могут быть сняты на
определенный период времени.
-----------------------------
Далее по теме:
http://www.pressa.spb.ru/newspapers/...061-art-1.html
Невское время No 179(2061) 24 сентября 1999 г.
Крути педали. Пока...
Сезон агитации за претендентов на депутатскую неприкосновенность еще не начался, однако избирательные штабы кандидатов уже трудятся в полную силу, стараясь привлекать к себе как можно больше внимания. Думаю, так можно расценить появившиеся в Петербурге слухи о том, что некоторые кандидаты, памятуя о скандале с губернаторским распоряжением N 804-р, включили в свою предвыборную программу пункт "организация велосипедных дорожек". Написать, что этот ход - популистский, язык не поворачивается, ведь это один из немногих моментов, способных привлечь молодежь к избирательным урнам. Жалко только, что 99 процентов таких обещаний остаются в силе лишь до дня голосования.
Страсти по поводу запрета ездить на своих двоих по центральным магистралям города почти утихли. Если не заглядывать на интернетовские сайты байкеров, могло бы показаться, что волна террора и губернаторские выборы в Ленобласти полностью завладели вниманием петербуржцев. Но ни виртуальные протесты, ни велосипедное шествие от ул. Маяковской до Смольного, как оказалось, не в состоянии изменить введенный губернатором порядок, потому что никакого нового порядка пока нет. Это на бланке с гербом Петербурга все строго и официально - запретить или ограничить движение гужевого транспорта и велосипедов. На самом деле запряженная грустной Манькой карета по-прежнему стоит на Дворцовой площади, а на Невском проспекте каждый вечер снуют велосипедисты. Я вовсе не выступаю за то, чтобы "прописать" их на дорогах категории В - районного значения, с рытвинами и плохим освещением, просто неприятно, что распоряжения питерского градоначальника (отвлечемся от персоналий) если и выполняются, то без должного рвения. Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, сетовал Салтыков-Щедрин почти полтора века тому назад.
Нельзя сказать, что велосипед для петербуржцев стал таким же привычным и доступным транспортым средством, как для шанхайцев, однако в последние два года количество любителей этого вида спорта и передвижения действительно возрасло. Причем это занятие привлекает самых разных людей. Летом на питерских улицах можно было наблюдать крутящими педали демократа Руслана Линькова, музыканта Евгения Федорова или университетского преподавателя Льва Михайловича Рязановского. Хотя в основном ряды питерских байкеров пополняются, конечно, за счет тинейджеров, причем принадлежащих не к самым бедным фамилиям, - купить отпрыску может далеко не каждый родитель. Новоявленные участники дорожного движения, нагловатые и чересчур самоуверенные, не утруждают себя чтением Правил. Хотя им надлежит передвигаться в метре от поребрика, юнцы лезут и во второй, и в третий ряд, не разбирая сигналов светофора и не обращая внимания на дорожные знаки. В лучшем случае это только нервирует автолюбителей и сотрудников ГИБДД, причем такое разделение действует только до того часа, пока милиционеры не сменят ведомственную машину с мигалкой на личное авто. В худшем случае с места аварии "скорая" отправляется не в больницу, а в морг. За восемь месяцев текущего года в Петербурге зафиксировано 44 ДТП, произошедших по вине велосипедистов. В области эта цифра почти вдвое больше - 78 случаев. Отметим, что в статистику попадают лишь происшествия с пострадавшими - пятая часть всех дорожных аварий.
С другой стороны, общий уровень культуры вождения таков, что, даже следуя Правилам, велосипедист значится первым в группе риска - оказавшемуся на пути шального джипа не поможет ни шлем, ни наколенники.
Такова аргументация Госавтоинспекции, стоявшей у истоков скандального распоряжения. Как оказалось, оно претерпело уже несколько редакций и в проектном варианте существовало никак не менее года. Что подвигло Владимира Яковлева подписать этот документ сейчас, когда реальные условия его выполнения отсутствуют, неизвестно. Быть может, неперерез губернаторскому "мерседесу" выехал какой-нибудь малолетний лихач? Похожий случай уже имел место - несколько лет назад автомобиль бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля столкнулся с велосипедом, на котором 16-летняя школьница спешила в бассейн. Если юная немка отделалась легким испугом, то глава государства рассердился не на шутку и распорядился ужесточить полицейский контроль за "радарами".
Впрочем, проводить аналогии между Петербургом и его побратимом Гамбургом так же смешно, как сравнивать две питерские дорожки (на Приморском и Выборгском шоссе) с тамошней сетью, насчитывающей несколько сот километров. В Германии, как и в большинстве европейских стран, к велосипедистам относятся как к равноправным участникам движения, а не как к бедным родственникам, создающим постоянные помехи.
"... Во всех крупных западных городах существуют закрытые для велосипедистов магистрали. Не везде безопасно ездить на велосипеде. Однако такое категорическое запрещение не совсем понятно. Я думаю, целесообразнее было бы закрыть велосипедное движение только в определенные часы, когда это действительно небезопасно...", - считает Арнольд Рассукованный, заместитель директора велоцентра "Бивак". Его мнение мы почерпнули в Интернете, где развернута кампания по сбору подписей против распоряжения N 804-р. Вот еще несколько голосов велолюбителей.
Илья Голубков, инженер ЦНИИ РТК, понял бы градоначальника, "будь в этом указе хотя бы 10 закрытых для проезда машин и открытых для велосипедистов дорог... А пока единственная известная мне велодорожка (выезд из города вдоль Выборгского шоссе) превращена в паркинг с шопингом. Рано выгонять велосипедистов с Невского. Непонятно, как такое распоряжение мог издать глава ассоциации велосипедистов города?"
Группа Tequilakjazzz, все члены которой "в той или иной мере являются активными велосипедистами", направила Владимиру Яковлеву письмо с протестом, разместив его также на своей домашней страничке. "Показатели концентрации многих ядовитых веществ в воздухе центра города в несколько раз превышают ПДК (а именно, в три раза - О. Б.), что в основном связано с выбросами автомобильного транспорта... Большинство развитых стран, где количество автомобилей значительно превышает наше, столкнувшись с проблемой загазованности городов, агитируют горожан добираться до работы и обратно на велосипедах и создают для этого все условия, наши же власти, наоборот, проводят дискриминацию людей, пытающихся вести здоровый образ жизни и не наносить вреда природе". Под этими словами подпишутся еще не один десяток питерских музыкантов, участников таких групп, как "Аукцыон", "Колибри", "2ва Самолета", "Пеп-си", "Ленинград", "С.К.А." и других, поддерживающих движение "Городская велокоманда".
Велосипед принято называть "символом человеческой свободы". По всей видимости, это словосочетание родилось на одной из первых велогонок в Бордо, когда известный доктор Филипп Тисье предложил выпить "за единение народов при помощи велосипеда - символа человеческой свободы!". А для своего изобретателя - крепостного рабочего Артамонова - велосипед стал не столько символом, сколько воплощением человеческой свободы - за его создание Артамонов и его потомство были освобождены царским правительством от крепостной зависимости. Для современных велосипедистов это сознание их внутренней свободы - одно из немногих средств умчаться от прогрессирующей урбанизации, с ее километровыми пробками, переполненными автобусами и расписанными маршрутами. Теперь власти вознамерились эту свободу отнять, так как, закрыв для велосипедов 24 магистрали, вместе с ними отсекают и остальные улицы и проспекты. До сих пор главной проблемой велосипедистов была парковка - "велик нельзя оставить без присмотра ни на минуту, не лишившись, как минимум" подшипников. В районах новостроек парковаться особенно незачем, чего не скажешь о центре, ведь большинство вузов, офисов и студий находятся именно здесь. Как видим, своим распоряжением губернатор эту проблему решил.
Даже если согласиться с тем, что в будние дни велосипедистам нет места на мостовой (что само по себе сомнительно), почему распоряжение N 804-р не дает им зеленый свет хотя бы в выходные, когда поток автомобилей заметно мельчает. Тем более что в субботу и воскресенье многие отправляются за город, а как добраться к выезду из Петербурга, минуя запрещенные трассы, я себе плохо представляю. Ездить по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам запрещают Правила дорожного движения (см. пункт 9.9). Остается только общественный транспорт. Думаю, если при проведении следующей акции протеста питерские байкеры решат проделать путь от дома губернатора до Смольного на 22-м автобусе (естественно, вместе с велосипедами), они встретят там массу сочувствующих.
Впрочем, особенность российского законодательства, подмеченная Салтыковым-Щедриным, пока действует байкерам во благо. Как мы уже заметили, распоряжение губернатора никак не повлияло на статус-кво. Чтобы запретить велосипедное движение не только на бумаге, но и на дорогах, необходимо, по крайней мере, установить соответствующие знаки. Каменноостровский проспект - 3,5 км, Невский проспект - 5 км, Московский проспект - 10 км... Чтобы повесить знак на каждом перекрестке, потребуется приличная сумма, в бюджете ГИБДД на 1999 год не предусмотренная. Так что до конца этого сезона по Невскому кататься вроде бы нельзя, но если хочется, то можно.
Что же касается документа, подтверждающего знание ПДД, и регистрационного знака, который надлежит прикреплять к седлу, то их еще предстоит разработать. По словам начальника отдела организации движения Александра Ионкова, они во многом будут повторять своих предшественников, упраздненных несколько десятилетий назад. Примечательно, что их необходимость авторитетными байкерами не оспаривается. Вот что думает по этому поводу Владимир Иванов, директор велоцентра "Бивак": "... Требование наличия "прав" прежде всего должно убрать с проезжей части тинейджеров младше 14 лет, что, несомненно, благоприятно скажется на безопасности дорожного движения. Регистрация и наличие на велосипеде номера сильно (теоретически) затруднит кражи велосипедов как в самом Питере, так и в дружественной нам Финляндии".
Если внимательно присмотреться, то в распоряжении губернатора можно найти еще один положительный момент. Год назад, когда ваш корреспондент беседовал с городскими чиновниками на предмет устройства дорожек, они в один голос заявляли, что такого явления, как велосипедирование, в Петербурге нет. Августовские события показали им, что это не совсем так. Можно даже предположить, что следующей весной первые лица города откроют образцово-показательную велосипедную дорожку, но не в центре, а где-нибудь в Озерках или в Купчине. Однако развитой системы велосипедных маршрутов в Петербурге не будет еще очень долго. Во-первых, как любят объяснять наши чиновники, не позволяет географическое положение. Хельсинки с его 600 км велосипедных дорожек и налаженным производством шипованных велошин для них не показатель. Во-вторых, такая система не вписывается в сложившуюся транспортную схему. В этом аспекте вопрос велосипедных дорожек сродни вопросу о создании приоритетных полос для общественного транспорта - ни тем ни другим нет места на дорогах, забитых автомобилями. Однако пока личному транспорту отдается приоритет, его количество будет только увеличиваться. В два раза каждые три года - такова тенденция на сегодняшний день. Многие европейские столицы это уже осознали и пытаются сместить приоритеты. Может быть, и нам не стоит изобретать велосипед?
Оксана БОЙКО