Туристическое снаряжение Техническая и информационная подготовка

M

MelniG

Guest
Итак. Туристическое снаряжение вещь специфичная - сколько снаряги, столько будет и мнений.
Я буду исходить из того, что: а) снаряга должна быть качественной; б) как разумно съэкономить. Снаряга на все случаи жизни существует. Только и ценник у нее астрономический. В расчет сейчас не берём.
Особенности мототуризма: все вещи должны быть очень компактными, максимально легкими, прочными.

Палатка.
Минимальные требования по водостойкости: 2500 мм/2500 мм пол/потолок соответственно непромокаемости (цифры - это величина водяного столба, давлеющего на ткань, при котором гарантируется непромокаемость). Этого хватит, чтобы выдержать средний дождик в средней полосе. Оптимальные показатели: 3000/5000. Этого хватит, чтобы выдержать ливень в несколько часов. 7500/ 10000 - этого хватит на все случаи жизни (из опыта - 3 дня урагана и проливного дождя на Рыбачем палатка с такими показателями выдержала). Конструкций палаток множество - что больше нравится. На что обратить внимание: возможность использования минимального кол-ва колышков при постановке (сокращает время постановки, оптимально для почв, где колышки сложно ставить), наличие штормовых оттяжек (обращать внимание где они расположены - в идеале должны быть расположены там, где ткань вероятнее всего провиснет). Кол-во входов: жить с одним входом и тамбуром можно, с двумя - очень удобно и комфортно, три - перебор. Величина тамбура: большой тамбур - это хорошо, но это лишний вес и объем в упаковке. Для чего он нужен? Чтобы разместить вещи (в том числе грязные), чтобы в дождь там можно было приготовить еду, естественная преграда при входе в палатку во время дождя (то есть - это по сути крыльцо). Наличие кармашков и подвесных полочек внутри палатки - это индивидуально, но очень удобно. На одного человека в палатке обычно идет расчет 60 см ширины (на двоих 120 см соответственно, трёшки в расчет не берм - большие слишком) комфорт, 45-50 см на одного - экстрим, но жить можно. Юбка на палатке - вещь опять же индивидуальная. С ней меньше воды течет под палатку, хуже вентиляция, теплей зимой, меньше мошкары лезет под тент, в чем-то уютней, на нее можно положить камни, чтобы палатка банально не улетела (при очень сильных ветрах, у нас такое было - кругом деревья вырывало с корнем, а мы чаек в палатке пили).
По конструкции палатки, которые имеют маленький объем в упаковке, обычно отличаются от обычных туристических. Каркас (важно!): лучше, если он будет алюминиевый (или дюраль), фибергласс - жить можно, но сильные ветра противопоказаны, как и низкие температуры. Металлические стойки тоже могут сломаться, поэтому возите с собой ремнабор (он миниатюрный, небольшой). Да, забыл сказать - палатка должна быть двухслойная - внутренняя палатка и тент и между ними должно быть расстояние - это залог непромокаемости.
Приведу несколько примеров:
1) Tramp Bike 2 - недорогая палатка, обладает высокими водоотталкивающими свойствами, небольшая в упаковке, есть юбка, очень ветроустойчива - практически идеал.

2) Tramp Bicykle light - недорогая палатка, маленький объем упаковки, водозащищенность средняя, комфорт на одного, экстрим для двоих, тамбура нет! То есть: запасной вариант для ночлега. В экспедиции каждую ночь спать будет напряжно, слабая ветроустойчивость!

3) из отечественного: двушка "Пик 99 Дважды Два". Водозащищенность средняя, есть тамбур, компактна, легка, стоит недорого, ветроустойчивость низкая достаточно.

И такая же по конструкции, но еще меньше "Одиножды один".
Ее размер в упаковке:

Есть и дорогие палатки компактные, но их цены уже начинаются от 8-10 000 рублей. Если интересно - расскажу.
По установке: палатка должна быть нормально натянута, провисания недопускаются. Но! Перетягивать также нельзя (это когда ощущение, что ткань вот-вот порвется). Колышки вставляются под углом 45 градусов с наклоном в сторону от палатки. Если есть привязки тента к каркасу - вяжите, они не просто так там - палатка будет стоять ровно, натянутой равномерно. Если чувствуете, что погода может резко ухудшится - ставьте на все оттяжки штормовые. Нормально натянутая палатка будет стоять под дождем сухой очень долго, даже если она самая простая.

Соберусь с мыслями и следующий раздел буду писать.
 

taras-l

Тру байкер
Регистрация
17 Авг 2008
Сообщения
2,821
Адрес
м.Львів
Имя
Тарас
Мото
ShinerayXY250GY-6B
По палаткам точно уже есть тема, осень большая.
 
S

Serfer

Guest
MelniG, спасибо, полезная информация

коротко, ёмко и с реальными примерами

жду продолжение /images/smilies/thumbup.gif
 
M

MelniG

Guest
Туристические коврики

Тут все просто. Есть обычные туристические "пенки". Обычно они двухслойные (и лучше, чтобы они такие были). Минусы: вес и объем в сложенном виде. Их вес около 400 грамм. Спать на них комфортно. Цена в среднем 200-500 рублей. Различаются по толщине - обычно около 0.8-1 см. Есть толстые (1.5-2 см) - но это скорее зимний варинат, огромны в сложенном виде.

Есть ультракомпактные и легкие. Толщина в среднем 0.3-0.5 см. Спать чуть похуже, но ко всему привыкаешь. Весят около 130-150 гр, крайне компактны в сложенном виде. Стоимость около 300 рублей. Приблизительные размеры в сложенном видеоколо 25 см в высоту, 13-15 см в диаметре.


Надувные коврики. Это по сути матрасы. =) Бояться проколов (хотя их еще постараться надо проколоть), за действительно компактный коврик очень большая цена (от 2000 примерно), вес. Но на них комфортнее всего спать.
Пример:
 
S

Serfer

Guest
MelniG написал(а):
Приблизительные размеры в сложенном видеоколо 25 см в высоту, 13-15 см в диаметре.
Они что пополам складываются перед сматыванием?
 

YakovD

Дядя Яша
Регистрация
14 Дек 2007
Сообщения
3,720
Адрес
Киев
Мото
NC750XD, YBR125 с коляской и ГБО
Serfer написал(а):
Они что пополам складываются перед сматыванием?
ну по площади да
а вообще складываются они не посередине-пополам, а по обоим бокам по четверти.
 
M

MelniG

Guest
Посуда. Везти с собой огромный скарб посуды - нет смысла. Тут надо искать универсальные варианты. Придется "поиграть в Лего" - чтобы все предметы для питания (да и некоторые другие) помещались в кан (=кастрюлю, котелок).
Исходя из того, что на одного человека нужен кан объемом около 0.5-0.7 Литра, а на двоих 1.5.
Самый бюджетный вариант, удобный при транспортировке - армейский котелок. Цена 150-300 рублей. Практически: на двоих его более чем хватает. Из минусов: надо очищать от солидола при покупке (обычно), неравномерно нагревается при готовке на горелке (почти треть газа впустую расходуется), мыть труднее, чем обычные кастрюли, перемешивать в нем также сложнее + он алюминиевый, мало весит, но и готовить посложней. Но! Его крышку можно использовать как тарелку. В него поместится только маленькая кружка и другие мелочи.

Котелок (уже ставший классическим, много других фирм делает в том же форм-факторе посуду, так если есть и дешевле) от Tatonka на 1.6 литра. Стальной, есть сковородка (она же тарелка), в которой можно и блины печь (проверено), внутрь легко умещается кружка, ложка-вилка-нож, горелка и еще что-нить. Равномерно нагревается, в нем действительно легко готовить, меньше пригорает пища. Цена около 1000 рублей. На мой взгляд - самый оптимальный выбор. Для одиночки нужен объем не более 1 литра.


2) Кружка. Есть термо, железные, пластиковые. Термо - сохраняют прохладу/тепло напитка - на любителя, хотя и пользуются популярностью, ГОТОВИТЬ В НИХ НЕЛЬЗЯ!!! Железные - дешево, сердито, функционально. Пластик - маленький вес, но менее крепкие, нельзя в них готовить.
Из бюджетного делает индийская фирма 555 (цена 30-100 рублей), все нормально, только ручки обычно криво приварены (функциям не мешает, только эстетика), сталь. Желательно небольшую. В них можно вскипятить небольшое количество воды (иногда это очень актуально)

Чуть дороже от Tramp (130 рублей в среднем). Из плюсов - стенки более толстые, более прочная, меньше нагревается снаружи, ручки складные (удобно укладывать в багаж).

Термокружки стоят уже на порядок дороже, весят больше. Цены на них от 200 рублей. Есть по размерам как обычные стальные, так и гигантские - эти отсекаем, так как слишком много места занимают.
Пластиковые кружки. Стоят недорого, хорошо выглядят, меньше железных нагреваются снаружи. Но в них нельзя готовить, могут сломаться, пока в кофре будут болтаться.
Есть кружки из титана - но это уже цены (примерно) от 1000 рублей и выше - всем хороши, кроме цены.
Вилка-Ложка.
Крайне необходимо, чтобы это либо было одним целым, либо было повешано на один карабин, или были в одной конструкции - иначе потеряете (есть такой туристический обычай). Не увлекаемся размерами! =) Думайте о том, куда будете это класть. Есть железные, титановые, пластиковые. Особенность пластика - может расплавится, когда попытаетесь перемешать готовящуюся еду в кане. Плюс - опрятно, малый вес. Но опять же - хрупко достаточно.

Кто-то выбирает такой форм-фактор. В целом - удобно и практично.

Такие наборы сложно мыть, тяжелы.


На мой взгляд, самое оптимальный набор должен примерно так выглядеть


Если ножа нет в комплекте - нож это вообще чисто индивидуально. Свой выбор остановил на Fiskars - разумная цена (470 рублей). Он легкий, недорогой, отлично режет, лезвие до 10 см (не является холодным оружием), не тонет, в ручке есть место-тайник - туда можно вложить набор выживальщика (спички, черкаш, нитки, иголку).


Из дополнительного. Есть складные половники, чайники итд итп - это всё индивидуально и на любителя. Если будете брать чайник - убедитесь, что он помещается в котелок, в противном случае он "скушает" большой объем в кофрах.
 
R

REDANT

Guest
Пиковские палатки, думаю хороши, но больно дорого стоят. Я подумываю о такой палатке одноместке и, как вариант - дополнительно тенте на случай сильного дождя:
Сплавовская палатка "Kaiten"
 
В

Водител

Guest
Почитал эту тему и подумал: может, и правда палатку с собой возить, чтобы на гостиницы летом не тратиться? Остановился в поле, мот к дереву цепью, сам - в палатку.

Только как бы медведик какой не набрёл ночью или лисичка голодная /images/smilies/rolleyes.gif
 
M

MelniG

Guest
REDANT написал(а):
Пиковские палатки, думаю хороши, но больно дорого стоят. Я подумываю о такой палатке одноместке и, как вариант - дополнительно тенте на случай сильного дождя: Сплавовская палатка "Kaiten"
Сплав делает хорошую продукцию, но с их палатками, честно, не сталкивался. По характеристикам - очень даже ничего. =) Дополнительный тент - это не то. Есть специальные пропитки для тентов палаток - можно немного улучшить свойства. Из плюсов конкретной модели - если лениво, то внутреннею палатку при сборке-разборке можно в самый первый раз прицепить к тенту и... Не отцеплять. Ведь дуги снаружи. То есть во второй, третий разы итд итп это будет выглядеть так: достал палатку, расстелил, поставил дуги, вставил колышки. Готово. В чем плюс: во время постановки во время дождя палатка внутренняя 100% останется сухой. В защиту других конструкций - современные палатки ставятся в течение 1.5-2 минут в среднем (при наличии опыта). Забыл написать к посту о палаткам: внутренние палатки могут крепится к дугам двумя способами (при конструкции "дуги под тентом") через карманы или на защелках. По опыту - на защелках намного практичнее и быстрее палатка ставится. Из минусов защелок - "карманы" лучше держат критические нагрузки. Но они настолько редки, что все же советую защелки. В данной палатке есть и карманы сверху (горизонтальные), но они небольшие, поэтому неудобств не будет. И по бокам как раз те самые защелки стоят.

Водител написал(а):
Почитал эту тему и подумал: может, и правда палатку с собой возить, чтобы на гостиницы летом не тратиться? Остановился в поле, мот к дереву цепью, сам - в палатку. Только как бы медведик какой не набрёл ночью или лисичка голодная
Звери людей намного больше бояться. =) Даже медведи. =) Ну если ты только не на Камчатке. У палатки свои плюсы - ты полностью автономен, деньги экономишь. Если есть возможность ночевать в гостинице, то лучше там (если она нормальная) - выспишься, силы быстрее восстановятся, безопаснее. Если едешь в диких краях, где людей нет - то тут без палатки точно не обойтись. А еще с палаткой - ближе к природе становишься как ни как. =) Идеальный вариант на мой взгляд - в кемпинге с палаткой. И безопасно и дешево. Из минусов - не помоешься.
Хотя в Европе в кемпинге и помыться можно и ноут зарядить от розетки. =)
Ну тут всё индивидуально. =)
 
M

MelniG

Guest
Горелки современные делятся на: а) тип питания: газ, мультитопливо (газ/бензин/керосин); б) накручивающиеся на балон и стационарно устанавливаемые.
Что выбрать? В путешествии не хочется возиться и ремонтировать. Так? Поэтому мультитопливные отсекаем (хотя они имеют право на жизнь, но требуют систематического ухода + цена велика), остаются газовые.
Есть много фирм, одни подражают другим и все похожи друг на друга.
Дорого - не значит качественно и наоборот. Были случаи, когда горелка за 5000 рублей банально не работала даже при малейшем порыве ветра. Есть китайские Fire maple - по отзывам не очень, есть Tramp (фирма давно известная, но отзывов по горелкам не слышал), есть корейская Kovea - вот на ней и остановимся, как давно известной и зарекомендовавшей себя. MSR итд итп не берем в расчет - дорого.
1) Накручивающиеся горелки. Плюсы: мало весят, мало места занимают, цена. Казалось бы идеал. Минусы: готовить на них надо аккуратно, чтобы не опрокинуть всю эту конструкцию. Но если вы один, кан маленький, то этот вариант имеет право на жизнь. Их конструкция до безумия проста. Зачастую пьезоподжиг на них отсутствует - в любом случае надо возить собой зажигалку/спички, даже если он есть - так надежней.
Итак, самая простая горелка, но весьма надежная. Цена 700-900 рублей на нее.


p.s. Можно съэкономить и взять треногу-переходник (есть переходники под цанговые и резьбовые баллоны (по отдельности), есть переходник с резьбы на цанговый. Что есть что - будет ниже инфа).

2) Стационарная складная горелка (газовые туристические плиты по понятным причинам не рассматриваем).
Также бывают разные. Есть с ветрозащитой, есть с каталитической сеткой - кому что нравится.
Наиболее популярные модели:
Кемп 4 (прозвали его так =) ), "паук", он же moon walker. Несмотря на ажурность - очень прочная конструкция, легкая, перевозиться в жестком пенале - повредить при перевозке невозможно. Питается от резьбового баллона (но всегда можно прикупить переходник за 150 рублей примерно на цанговый). Есть каталитическая сетка (дает в центре температуру больше, чем просто от горения газа). Стоимость подобной горелки около 2000 рублей.


Кемп 2 (Exploration Stove), имеет широкую площадь горения, больше (и лучше) подходит для больших и тяжелых канов (все в меру =) 5 литров ставить не надо, но больше 2-х литров каны отлично на нем готовятся). Упаковывается обычно в мешочек, но все элементы горелки сделаны из достаточно толстого металла. Также питается от резьбового баллона.


ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ. ВСЕ БАЛЛОНЫ ОДНОРАЗОВЫЕ! Не надо пытаться их перезаряжать - это опасно!
Тут что кому больше нравится. Есть дешевые цанговые баллоны (есть даже отечественные). Хуже пристыковываются к горелке, могут через соединение травить газ, их легче повредить при транспортировке, хватает их на меньшее время. На особо дешевых обычно "мудрят" со смесью - плохо горит. Стоимость - 45-80 рублей за штуку, емкость 220 гр.
Пример.


Теперь о более качественных. Резьбовых.
Более прочные, более ёмкие, есть с разными смесевыми комплектами.
Различаются по объему. Есть совсем крохотные (110 гр - делает Snow Peak), средние (230 гр, 180 рублей в среднем) и большие (450 гр, 240 рублей в среднем). Лишены недостатков цанговых баллонов. Сам обычно беру большие баллоны в экспедиции. В среднем на двух человек + обогрев палатки, хватает на 2-3 дня. Маленького соответственно меньше в 2.5 раза примерно. Касательно смесей: для холодных регионов обязательно ТРЁХсоставная смесь (пропан, бутан, изобутан) - иначе газ может или плохо гореть или вообще не гореть. Цена имеет значение - тут действительно чем дороже баллон, тем лучше там газ. Известные бренды (проверенные): Kovea, Primus, Snow Peak, Coleman. Далеко не все, их много =)
На картинке на 230 и 450 гр


ВНИМАНИЕ! Есть баллоны и горелки Camping Gas. Это баллоны и горелки совсем другой системы. Их продают, встречаются редко. Эти горелки работают только с родными баллонами. На баллонах этой фирмы НЕ работают горелки других фирм. Не подходят конструктивно! Будьте внимательны! Если вы едете в далекую поездку, то у вас есть все шансы на месте не найти подобных баллонов.
Образец:

 
R

rus86

Guest
От себя добавлю. Использую такую горелку: http://www.kovea.ru/catalog/items/kb-0409/ Особо не выбирал, купил не очень дорогую и компактную. Есть пластиковый футляр. Т.к. для туристической плитки в свое время было куплено много баллонов "под цангу" еще купил переходник: http://www.kovea.ru/catalog/items/ka-9504/ Для устойчивости конструкции баллон прикапываю в землю.
 
R

REDANT

Guest
MelniG написал(а):
Из плюсов конкретной модели - если лениво, то внутреннею палатку при сборке-разборке можно в самый первый раз прицепить к тенту и... Не отцеплять.
Так она же однослойная, о какой внутренней палатке идет речь? Или я чего-то не понял...
 
M

MelniG

Guest
Следует помнить, что в лесу можно использовать только "сушняк", рубка и пилка живых деревьев, кустарников, поросли запрещена. Только сухое дерево, либо поваленное до вас силами самой природы.
Лучше всего тепло отдает береза, но найти её сухой и не трухлявой (трухля тлеет и не горит практически, тепла мало отдает) в лесу сложно. Легче всего найти сосну - она высыхает, практически не становится трухлявой. Для розжига можно использовать бумагу, бересту (можно срезать с поваленного дерева), щепки, опилки. Всегда делайте вокруг костра зону безопасности, чтобы огонь не мог распространиться на близлежащие травы или деревья - можно обложить камнями, можно окопать. Перед отправкой далее по маршруту - всегда тушите костер, а еще лучше засыпайте песком/землей.
Можно разводить костер на ровной поверхности, но практичней - в выкопанной яме. Такой тип костра называется "полинезийский". Он удобен тем, что его не видно со стороны, на нем легко готовить (и быстрее), безопасней для окружающей среды, легче засыпать перед уходом.

Теперь к инструменту.
Конечно, можно возить с собой и обычный топор. Но он тяжелый и занимает много места.
Среди туристов распространены топоры Fiskars, у которых самозатачивающиеся лезвие. Они действительно очень хорошо рубят и очень мало весят, есть чехол на лезвие. В некоторых случаях их нельзя использовать не по назначению как обычные топоры - ломаются ручки (метать, ударять сверху по обуху другим предметом (в случае промаха =) ) итд итп.
Из минусов - они много стоят (около 2000). Но если в поездке нужен будет топор - это лучший компромисс.
1) Вариант минимум - дерево свалить таким очень сложно, быстро устают руки. Но небольшие ветки порубить - запросто.
Малый туристический топор X5

2) Вариант оптимум - уже все делается намного легче, деревья до 20 см за несколько минут можно свалить. Ветки и всё остальное - не проблема.
Туристический топор X7

3) Вариант максимум (остальное уже очень большое и тяжелое). Чуть больше предыдущего - может не поместиться в кофр.
Плотницкий топор X10


Как вариант - можно купить/найти обычный топор и укоротить ручку немного. Такой вариант будет стоить 200-500 рублей.

Пилы.
Распространена всего одна. Одна модель.
Даже название не помню уже)))) Знаю, что зеленая коробка, стоит 350-400 рублей. Пилит очень быстро, хорошо, компактна, надежна. Одному тяжеловато, вдвоём - отлично. Ей распиливали даже бревна по 50 см шириной примерно за 3-7 минут. Устаешь с ней только быстро.


Есть ли еще варианты?
Есть. Но совсем на любителя - иногда топор может запросто заменить этот вариант. Небольшая пила (с лезвием до 35 см примерно, желательно потолще, но не большим в высоту (я нашел 0.4 мм шириной, и 1-2.5 см в высоту, длиной 25 см) с лезвием для поперечного пиления.
Готовый вариант есть у Фискарс. Из плюсов - лезвие убирается в ручку, малый вес. Около 1000р.

И более дешевый аналог (помните, что лезвие надо закрывать при транспортировке) около 150-500 рублей - найти можно в любом хозмаге или автозапчастях.
 
M

MelniG

Guest
REDANT написал(а):
Так она же однослойная, о какой внутренней палатке идет речь? Или я чего-то не понял...
Сорри! Не обратил внимание =(
Однослойка - это плохо, если это не мембранка (а они стоят очень много). Тогда крайне НЕ советую.
 
A

alex111ru

Guest
1 к горелке не забудьте экран
http://www.kovea.ru/assets/catalog/16_image.jpg

2 немаловажно для палатки удобство сбора и разбора, т.е. собрать и разобрать можно одному, без помощи окружающих . ночью (да и днём) об палаточные растяжки можно "ноги переломать".
 
R

REDANT

Guest
MelniG написал(а):
Сорри! Не обратил внимание =( Однослойка - это плохо, если это не мембранка (а они стоят очень много). Тогда крайне НЕ советую.
Потому и говорил о непромокаемом тенте, который можно над ней растянуть. Для меня пока что первостепенным критерием являются габариты багажа.
 
M

MelniG

Guest
alex111ru написал(а):
1 к горелке не забудьте экран http://www.kovea.ru/assets/catalog/16_image.jpg 2 немаловажно для палатки удобство сбора и разбора, т.е. собрать и разобрать можно одному, без помощи окружающих . ночью (да и днём) об палаточные растяжки можно "ноги переломать".
Экран можно сделать самому - просто тонкий пластик-картон фольгой обтянуть. На практике сам им не пользуюсь. =) Лишний вес. Если сильный ветер - готовлю в тамбуре палатки, либо делаю экран из подручного материала (пеньки, камни). Про сборку - это правильно. Но, в принципе, человек ко всему привыкает. Всё дело в сноровке. =) А маленькие легкие палатки они и рассчитаны на сборку одним человеком =)

REDANT написал(а):
Потому и говорил о непромокаемом тенте, который можно над ней растянуть. Для меня пока что первостепенным критерием являются габариты багажа.
Тут в другом проблема. В любой палатке образуется конденсат (особенно если внутри неё еду готовишь). В двухслойной он тихо-мирно стекает по тенту и в землю уходит. Тут он будет капать на тебя =) Вторая проблема - вентиляция. В однослойных с этим очень тяжко. В ней будет постоянно жарко летом, зимой - холодно. Воздуху негде конверсировать (правильно хоть слово написал? =) ну перемещаться ему надо) - ему нужно пространство между внутренней палаткой и тентом. Внутренняя палатка всегда делается из дышащих материалов. + в дождь не откроешь дверь, чтобы подышать свежим воздухом - зальет, на ночь (даже жаркую) оставишь только москитку на входе - по сути спишь, а тебя видно... Не кашерно. =) А еще роса если выпадет тоже веселого мало. / Опять же будет неприятно в ветренную погоду - обычно все удары судьбы на себя берет тент, внутренняя палатка при этом не дергается - чувствуешь себя более защищенным. Что могу сказать... В данном ценовом диапозоне почти ничего нет, лучше поднакопить на палатку получше. Какие варианты еще есть.... Если именно похожей конструкции, то наверное Нормал Отшельник (но цена 5500 =( )
 
Сверху