Поискал..
http://varandej.livejournal.com/290641.html
http://varandej.livejournal.com/290927.html
http://skyru.hiblogger.net/1354506.html
Принято считать, что вертикальные провальные шахты — колодцы и большие пещеры бывают только в горах. На самом деле они встречаются повсюду, где залегают толщи растворимых водой пород. В горах и предгорьях Урала в пределах Северного края пещер и колодцев как раз сравнительно не много и размеры их невелики. Длина самых крупных в предгорьях Урала Медвежьей и Уньинской пещер составляет соответственно 480 и 390 м, глубина колодца в междуречье Печоры и Большого Шежима — 20 м. Длина же самой большой пещеры на Кулойско-Беломорском плато в Пинежском заповеднике, Конституционной, равна 5700 м, Ленинградской — 3400, Сотки — 2600, Северянки — 2300 м. На Кулойско-Бело морском плато только в пределах Пинежского заповедника — около 100 пещер. Плотность их расположения здесь больше, чем в Югославии на плато Карст.
За пределами Пинежского заповедника тоже немало боль ших пещер. Протяженность Пинежской пещеры на реке Пинеге такая же, как Ленинградской, — 3400 м, пещеры Терещенко — 2300, Медвежьей — 1028. Медвежья пещера на Пинеге долгое время считалась самой большой в Северном крае. Она была обследована еще в начале XIX в. академиком А. Г. Шрен ком, первым из русских ученых начавшим изучать карстовые явления.
Некоторые из пещер на Пинеге были в свое время обитаемы, во всяком случае, в Кургинской пещере на стенах сохрани лись петроглифы, а в гроте у деревни Курга — наскальные рисунки.
Обычно ход в пещеру не сразу и приметишь в береговом обрыве реки. Он начинается либо узким, в виде норы, лазом, либо щелью, часто скрытыми зарослями кустарников и трав. Отважившемуся проникнуть в темную глубину открывается изваянный водой сказочный подземный мир: огромные залы с обледенелыми колоннами, причудливые галереи и ниши, украшенные переливающимися в свете фонаря ледяными кристаллами, и неподвижно застывшая в каменных чашах озер вода.
До 10—24% поверхностного стока теряется в провалах, карстовых воронках и трещинах на водосборах рек Ижмы, Вели и Пижмы в карстовой области Тиманского кряжа. На Онежско-Двинском водоразделе модуль стока в верховьях рек Шелексы и Ваймуги в среднем на 2—3 л/(с- км 2) меньше, чем у соседних, обычных некарстовых рек. Густота речной сети в бассейне Шелексы составляет 0,16 км/км 2, тогда как в лежащих рядом бассейнах некарстовых рек она равна 0,5—0,6 км/ км 2. Островами, полностью лишенными поверхностного стока, являются водоразделы между реками Вай мугой и Емцой, Емцой и Мехреньгой. В Плесецком районе на площади 800 км 2 не осталось ни одной реки. Каргопольской сушей называют район верхнего течения Онеги: здесь, на Севере, в зоне избыточного увлажнения, на реке Лельме сохнет лес!
Вода уходит из рек через промытые в известняках и гипсах поноры — длинные извилистые ходы, ведущие в толщи горных пород, и русла их зарастают травой. В русле Чаженьги есть сухой участок длиной почти 2 км, в среднем течении ручья Пярга вода бывает только весной. Река Безводица уходит под землю за 300 м до впадения в Онегу. На протяжении почти 2,5 км прячется под землей речка Халуй. Уходит в поноры местами сток Тихменьги, Мехреньги. В XIX в. по Мехреньге сплавляли лес, и местные жители, для того чтобы дольше задержать воду в реке, закладывали поноры досками, завали вали камнями и землей. В 1959 г. работавшая в районе Мехреньги экспедиция Ленинградского педагогического инсти тута, подсчитав отношение площади, занятой воронками и другими суффозионно-карстовыми формами, к общей площади бассейна, определила его закарстованность. Цифра получилась довольно внушительная — от 16 до 57% в зави симости от участка. У впадения в Мехреньгу реки Лежи, на пример, на площади в 22 500 м 2 закарстованность оказалась равной 40%, а в 10 км ниже по течению на площади в 5665 м 2 — 56,6%.
Если бы земля стала вдруг прозрачной, мы увидели бы, что толщу ее пронизывают реки, иногда даже более мощные, чем текущие по поверхности. Неисповедимыми путями дви жется вода под землей. Река Ваймуга начинается сразу мощным источником, соединенным, по всей вероятности, каналом с Обозером. В реку Емцу, в 4 км выше Железно дорожного моста, с левого берега впадает подземная река шириной 13 м! По берегам Северной Двины между деревнями Абрамково и Звоз выходят многочисленные родники с дебитом иногда более 5 л/с. Дополнительный приток карстовых вод на водосборах Северной Двины площадью 11,1 тыс. км 2 составляет около 15 л/км 2. Суммарный дебит источников возле деревни Бережная Дуброва на левом берегу Онеги достигает 600 л/с. Среди крупных ключей с дебитом до 100 л/с в бас сейне этой реки можно назвать Потолицынский и Курятовский источники. Мощные родники стекают в Онегу в районе по селка Оксовский и выше его по течению.
Иногда ушедший под землю поверхностный сток остается в пределах водосбора своей реки, но бывает, и покидает их. Например, карстовые воды Кулоя, очевидно, перетекают под землей в другой бассейн, потому что его годовой сток по сравнению с зональной нормой понижен. Зато Подюга, Мудьюга и Сойва пополняются подземными водами, подтекающими из бассейнов других карстовых рек. Годовой сток Подюги у деревни Рылковской выше зональной нормы на 6%, Мудьюги у деревни Петракеевской — на 8, Сойвы у деревни Большая Сойва — на 15%.
Особенности стока карстовых рек предопределены отло жениями морей каменноугольного и пермского периодов. Особенности водного режима устьевых участков самых больших рек Северного края — Печоры, Северной Двины, Мезени и Онеги вызваны приливно-отливными течениями современных Белого и Баренцева морей.