Ресурс сцепления и коробки зависит от Вашей манеры езды - можно убить и то и другое довольно быстро. если постараться.
Можно переключиться с первой на шестую и с шестой на первую. Суть в чем?
При интенсивном разгоне на первой передаче Вы крутите движок до максимальных оборотов и при этом шестерня шестой не находится в зацеплении с ведущим валом и крутится на много! медленнее шестерни первой передачи. Чтобы включить сразу шестую (это возможно благодаря работе синхронизаторов, которые останавливают ведущий вал) необходимо, выжав сцепление подождать пока обороты двигателя не упадут до соответствия приобретенной скорости оборотам на шестой передачи (на этой скорости), после чего отпускаем сцепление- этим мы его бережем. В противном случае (если сразу быстро отпустить сцепление) вы ощутите удар на сцеплении, т.к. ведомый диск сцепления (- ведущий вал, остановленный синхронизатором и вошедший в зацепление с шестерней шестой передачи, которая через цепь жестко связана с колесами) будет крутится медленно а ведущий диск (соединенный с движком, дожигающим полученное топливо) будет крутится быстро! эта разница скоростей при соединении дисков и приводит к повышенному износу. Если мот новый то не страшно, а если б/у то х.з.
При переключении на пониженную вы разъединяете сцепление и щелкаете до первой, а она не включается, т.к. ведомый вал (соединен с колесом) крутится медленнее шестерни первой передачи (при этой скорости) и чтобы включить первую надо на нейтрали отпустить сцепление дать газу (для разгона двигателем ведущего вала до скорости вращения ведомого - называется перегазовкой, без этого передача не включится, т. к. синхронизатор может только! останавливать вал), выжать сцепление, включить первую (при этом ведущий и ведомый диски сцепления будут иметь примерно одинаковые скорости вращения) и отпустить сцепление. Если Вы собрались оттормаживаться до полной остановки включите нейтраль и тормозите сколько влезет.
ГЛАВНОЕ ПОМНИТЬ, что здоровье ни в какое сравнение не идет со стоимостью коробки и сцепления, так что действовать надо по обстоятельствам!