Весь этот текст делаю по своей презентации «Мотоцикл и ДТП», а посему так его и назовем. Эта лекция обязательна всем волонтерам МОТОхелпа, и во время ее проведения приглашаются все желающие. Учитывая регулярную посещаемость данной лекции, у меня созрела идея попытаться изложить ее письменно.
Ну чувствую, сейчас убью вечер ))), надеюсь, оно того стоит.
Как вы уже поняли речь пойдет о ситуации, когда вы приехали помочь мотоциклисту, попавшему в ДТП или проезжая мимо, решили остановиться, чтобы помочь.
Самое первое, что вы должны сделать, это вызвать профессионалов: скорую помощь 103 (если она, конечно нужна), ГАИ – 102 и в случае возгорания мотоцикла или авто – пожарных по 101.
Глава I – ОСМОТР МЕСТА ДТП
При оказании помощи пострадавшему в экстренной ситуации вбейте себе в голову самую важную вещь – забота о собственной заднице. Именно так. По нескольким причинам:
- она вам еще понадобится, это раз;
- если вы попадете в беду, то все равно не поможете человеку, это два;
- надо будет спасать уже не одного, а двух пострадавших, это три.
Поэтому, перед тем как ринуться на спасение пострадавшего мы внимательно смотрим по сторонам:
- Не бежать сломя в голову в левый ряд, где лежит мотоциклист через 3 ряда, а сначала посмотреть по сторонам и убедиться, что во втором ряду нас не собьет машина.
- Оказавшись рядом с местом аварии не стоять в лужах не понятной жидкости, вытекшей из мотоцикла и/или авто, тем более не курить в них! (есть любители…)
- Подойдя к мотоциклу выключите двигатель, вытащите ключ и отдайте его пилоту (если он на ногах) или спрячьте в карман. Лучше это сделаете вы, чем инспектор – ему вы отдать успеете всегда, а если появятся родственники мотоциклиста, то лучше вручить ключ именно им.
- В случае, когда из крутой машины, с которой случилось ДТП вылазят братки и начинают неадекватно себя вести (агрессивно, угрожать, не дай Бог толкнут кого), то не стОит рвать на груди тельняшку и лезть на рожон – вызовите кроме ГАИ еще и ППС, чтобы было основание оформлять не только дело о ДТП, а еще и хулиганство. Это может сыграть положительную роль в суде. (Конечно, если их действия представляют опасность жизни или здоровью вас и/или окружающих, то действуйте по обстоятельствам).
- Остальные ситуации моделировать сложно – тут уж додумайте сами что может вам угрожать.
Следующий момент: ОГРАДИТЬ МЕСТО ДТП.
Очень важно сделать это так, чтобы все водители авто это видели. На практике происходит довольно банальная вещь – в силу человеческого любопытства наши водители очень любят смотреть на аварии. И так увлекаются этим вопросом, что не замечают что перед машин. Больше всего от этого страдают гаишные «фишки», но были ситуации наезда на уже лежащий скут, а «догонялки» на авариях вообще не очень редкая ситуация.
Так что перейдем к делу:
В первую очередь надо оградить мотоциклиста, если он без сознания лежит на проезжей части. Не надо брать его коллективом «ты за ноги, я за руки» и тащить на обочину!!! Если у него сломана шея или позвоночник (да и ноги-руки тоже), то вы можете нанести человеку непоправимый вред!!!
Оградить его можно несколькими способами:
1. Самый привычный способ – выставляем шлем. Рекомендую пользоваться шлемом пилота (если шлем уже снят), потому что на шлем может наехать очередной «любопытный» водитель. Недостаток этого способа, что шлемы не очень заметны на дороге, а посему способ №2…
2. Ставим на шлем велосипедный красный фонарик (который я советую возить при себе, но об этом пойдет речь в главе «что брать с собой»). Шлем уже намного больше заметен.
3. Самый простой способ – идем к автомобилисту и просим аварийный знак. Не дать его будет сложно, т.к. он обязан его выставить сам.
4. Кроме способа 1,2,3 мы можем использовать аварийную жилетку (которую мы конечно же возим вместе с велофонариком) и укрыть ею мотоциклиста. Его сразу станет лучше видно (еще можно в некоторых случаях заворачивать в нее шлем, чтобы его было лучше видно).
5. Самый радикальный способ (применять только в случае крайней необходимости, в опасных местах) – выставить перед телом мотоцикл, направленный ближним светом на встречку и включить аварийку. Недостаток – рискуете своим транспортным средством и посадите аккум.
6. Попросить одного человека из группы поддержки помочь в регулировке объезда мотоциклиста. Этот способ не помешает в дополнение п. 1,2,3,4,5.
Если говорить про ограждения самого мотоцикла и места ДТП: можно руководствоваться п. 1, 2, 3. Ограждение надо начинать на начале тормозного пути, в случае отсутствия оного кучки песка на дороге (это и есть место удара – песок осыпается с днища авто в месте, где произошло столкновение), или начале царапин.
Глава II – ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Очень интересная тема, но обсуждать мы ее не будем по нескольким причинам… В сети информации на эту тему дофига с вагончиком, это раз. На пальцах на страничку на форуме это не объясняется, это два. Без отработки ИВЛ и реанимации сердца на манекенах смысла реально мало.
Кто знает как оказывать помощь – хорошо. Кто не знает – плохо, идите на курсы. Волонтеры, например, проходили курсы в отделении Красного Креста. Даже отдельная ветка есть, где можно организовать группу и идти учиться:
_http://moto.kiev.ua/forum/?trid=general/1225811508159&vp=5
Глава III – ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДТП
Если мы уже справились с такими вещами как остановка кровотечения, вызов скорой-ГАИ или ограждения раненного бессознательного мотоциклиста, то будет не лишним известить о событии.
Будем Вам очень признательны, если в первую очередь наберете телефон МОТОхелпа 0979009990!!! Во вторую очередь можете набрать кого-то из знакомых мотоциклистов, и простым вопросом «Ты сейчас на мотке?» попросить его опубликовать в ветке «опять авария – информация» следующие данные:
- Адрес происшествия
- Ник пилота и/или ФИО пилота
- Гос номер, марку, цвет, отличительные приметы мотоцикла (аэрография, тюнинг, кофры ну и т.д.)
Как самая важная информация, этого, пожалуй будет достаточно.
Глава IV – ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
Это очень правильная глава. Но она к сожалению не о «братстве на дороге», а о том как использовать людей…
На самом деле, когда приезжаешь на аварию, там в 90% случаев уже остановилось пару мотоциклистов. Это отлично, что людям не все равно и они не проехали мимо, а остановились помочь. Но вот в чем злая шутка – обычно они стоят на обочине и курят, оживленно доказывая друг другу, как автомобилист не прав. Но ведь это не помощь, а просто остановка на аварии!
На самом деле, это поведение объясняется довольно просто – эти люди скорее всего не знают что делать. В этом отличие между вами и ими – вы знаете что делать, а они нет. Но зато это можно оперативно до них донести, и эти люди станут вашими помощниками.
В первую очередь попросить их поставить мотоциклы в одном месте на обочине или тротуаре. Остановленные около ДТП мотоциклы временами достаточно сильно мешают дорожному движению, это само по себе не правильно, да еще и нервирует сотрудников ГАИ, а с ними ссориться раньше времени лучше не стОит, потому что можем навредить успешному продвижению дела.
Во вторых, этих людей можно распределить по задачам:
Первый – ограждаешь место ДТП (в двух словах объяснить как).
Второй – вызываешь скорую и контролируешь ее приезд.
Третий – ищешь свидетелей.
Четвертый – фотографируешь место аварии…
Пятый (самый главный) – следишь, чтобы с мотиков, которые стоят в одном месте ничего не сперли. (да-да, воришки обожают ситуации, когда много людей стоят с раскрытыми ртами и не брезгуют этим пользоваться. Сумка на бак может уйти как на раздва, в прошлом сезоне так кое у кого ноутбут и ушел…).
Еще сделаю оговорку по второму – зачем не только вызвать скорую, но и контролировать ее приезд? За тем, что мимо может ехать «случайная» скорая, которой следует помахать-голосовать, короче постараться ее таки затормозить (под колеса лучше все-таки не бросаться). Дело в том, для «скорой» нет ничего страшнее, чем смерть пострадавшего по дороге – с бригады снимут премии, будет служебное расследование, много проблем, неудобные смены… короче ничего путного. Поэтому на «стремного» несознательный врач может и не остановиться…
Ни в коем случае не говорю, что так делают все врачи – очень уважаю их профессию, респект и уважение, но на памяти есть случай, с ДТП когда мотоциклист получил серьезную ЧМТ, проезжавшая скорая сбавила скорость, но останавливаться таки передумала (все как-то этот момент пропустили), а вызванная бригада констатировала смерть мотоциклиста. Так что «второй» для нас тоже немаловажный номер.