Учимся ездить "плавно". Обмен опытом и советы начинающим

W

Washburn

Guest
Сегодня я хотел бы поднять вопрос стиля вождения.

Пулевые прострелы спортбайков, неспешное солидное раскатывание чопперов, паровозная лавина спорт-туристов и круизеров, вертолетный рокот уносящихся на заднем колесе мотардов - это не только стиль мотожизни. Это еще и стиль вождения.

Да, стиль вождения во многом зависит от байка, его характера и кубатуры, его класса... Но не только. Есть одно общее для всех.

Сколько раз я наблюдал лихие запилы ребят на YBR... Газ на полную, бросил сцепление, хоп-хоп - первый ряд, второй, третий, междурядье, оттормозился, снова накрутил, опять оттормозился, перестроился, подрезал. Благо, рулится ебр офигенно, да и ручку крутить взад-назад не боясь оказаться висящим на дереве ввиду небольшой кубатуры - одно удовольствие. Я и сам частенько делаю именно так /images/smilies/wink.gif

Да и не только на YBR. За собой я замечал подобное поведение и на более кубатурных сотоварищах... Где подобное поведение доставляет больше удовольствия, драйва, адреналина... Или приносит более тяжелые последствия - это уже как повезет.

Побывав на волосок от аварийных ситуаций несколько раз (да и, что греха таить, пару раз гораздо менее чем на волосок) именно из-за такого вот дерганного стиля вождения, я попробовал раскатываться по иному. И... мне понравилось! Чем и хочу поделиться.

Любопытный факт: как ты начал сегодня ездить, так и будешь ездить весь день. Если с самого утра нервный, дерганный, не успеваешь и вечно торопишься, вследствие чего сразу начинаешь ездить дерганно - так и будешь ездить. Когда твоей ездой руководят эмоции, а не разум и рефлексы - это очень плохо, ибо эмоции - плохой советчик. Ведь тебе нужно доехать с относительной безопасностью для себя и для байка из точки А в точку Б? Да еще и получить при этом удовольствие от езды? Эмоции - первый враг такой установке. Я много раз замечал, как обогнавший меня с ревом спортбайк, подрезав пару-тройку машин и юльнув в междурядье, останавливается на том же светофоре, куда потом неспешно подкатываюсь и я. И так на протяжении длиннющего проспекта, начиненного светофорами - как жопа огурцами. А ведь у него аццкий литровый спорт, а у меня мопедка-осьмушка. Причем речь идет не о прострелах, - я сам знаю, какой это кайф - нет: трафик довольно плотный, прострелить не удается.

Но это полдела. Запалил фитиль, затем остановился, поехал дальше неспеша... Ан нет.
Все не так просто.

На жаргоне психологов есть термин "разгон", ничего с "от нуля до сотни" не имеющий. Данный термин подразумевает "разгон психики" - двумя словами, - убыстрение реакций. Его суть в кратце такова.

Те, кто ездил хотя бы на четырехсотках, замечали: сналача открутил до сотни - ух ты, быстро! Потом - вроде нормально. Потом 140. Уууух! И опять вроде ничего, тока ветер досаждает. 160. Вот это круто!.. На пару сантиметров уже удлиннился :) Спустя еще пару минут: да отлично все, и запас ручки газа есть! Хоп! 180! 190! Если дорога длинная, например трасса - и 180 становится уже привычной. Хочется еще. Вдруг раз - в левую полосу влезла с ног до головы в аратюнинге восьмерка. Оттормаживаешься. Вот урод! Еле тащится! Смотришь на спидометр - а там 150... Оказывается, кедр на восьмерке топит по взрослому, прямо таки жарит как надо, по пацански, на все свои синие писалки!.. Сотня сразу после 180 кажется вообще прогулочным шагом!..

Вот это - разгон психики. Твой организм чувствует опасность и получает от мозга сигналы о том, что нужно быстро реагировать - выбрасывает в кровь адреналин и тестостерон, мозг жрет кислород и глюкозу, сердце жарит на оборотах 15000 RPM - и реакции убыстряются. Но этот процесс не мгновенный. Для того, чтобы твой организм вышел на на полный разгон, нужно время - гораздо большее, чем разгон от нуля до сотни. Пресловутый эффект тоннеля - это причина того, что мозг не успевает фиксировать смену декораций и сужает видимое поле - чтобы успеть захватить хоть что-то.

Есть и еще одно "но". Этот процесс не бесконечен. Наступает момент, когда организм не успевает реагировать, несмотря на разгон - отсюда эффект смены картинок и световых полос вместо фонарей на скоростях за двести. Плюс ресурс организма все же ограничен, и вслед за разгоном наступает торможение...

Теперь выкатимся на дорогу. Ты открутил, вжарил, тут же с места в карьер... А мозг еще не подготовлен. Или ты устал, или ты зол, поэтому тискаешь ручку газа почем зря... Причин множество. Последствия всегда одни и те же. Ты не контролируешь процесс, процесс контролирует тебя...

Наберись спокойствия тебетских лам. Послушай как урчит мотор, подумай о том что ты воплощаешь в себе мечту, сидя на двухколесном монстре... Или дракончике, если ты только начинаешь свой мотопуть. Этот путь должен быть долгим, и он должен приносить удовольствие, иначе зачем весь сыр бор?..

Возьми за правило контролировать свой "разгон". Выкатываясь, не надо вжаривать сразу. Почувствуй токи ветра на спойлерах шлема, подумай о том, получаешь ли ты удовольствие или просто бездумно "жаришь".

Я не говорю о том что нужно ездить медленно. Я говорю о том что нужно ездить плавно. Не нужно дергаться. Мало того, что дерганный ты не доставляешь удовольствия себе, так ты еще и подвергаешь свою жизнь опасности, болтаясь по дороге как обезьяна с гранатой сидя на верблюде /images/smilies/wink.gif

Едешь сто? Сто пятьдесят? Отлично. Расслабься. Отпусти многострадальные ручки, задыхающиеся от побелевших костяшек. Расслабь пальцы и руки. Сделай плавное движение, не прикладывая настоящей силы - почти мысленно. Байк реагирует очень чутко, многие из нас забывают об этом, занимаясь силовыми приемами с рулем. Не дергай - именно плавно и уверенно производи маневр. Пусть быстро - главное - плавно. Это будет подготовленное и обдуманное действие, байк переместится почти сам - ты лишь мысленно подсказываешь ему, где нужно оказаться.

Тормозишь? Делай это так же плавно. Не резко, не нервно - уверенно, сильно, плавно. Почувствуй свое действие во времени как кривую мощности. Она должна быть максимально равномерной.

Откручиваешь ручку? Та же рекомендация. Чувствуй момент, и знай, когда байку уже трудно тебя тащить - перекинь передачу наверх.

В каждый момент времени ты контролируешь свой "разгон". Любое действие, любой шаг - все должно быть основано на твоей возможности реагировать. Действуя таким образом, ты получаешь истинное удовольствие от езды - то есть едешь именно таким стилем, который достаточен для твоего восприятия - ненапряжное общение с байком и дорогой, когда все получается само собой - без аврального восприятия действительности. Каждое твое малейшее действие - кайф: мотик ведет себя очень предсказуемо, выверенные до миллиметра и миллисекунды действия просто завораживают...

...Это сумбурное ощущение очень сходно с движением волн - медленно, ритмично, но неотвратимо. Очень сложно описать состояние души: если я смог это сделать хоть на 10% - я писал все это не зря.

ЗЫ: И помните: бывают быстрые байкеры и старые байкеры. Быстрых и старых не бывает. К дерганной манере езды это относится на все 100%.

Washburn.
 

kascej

Тру байкер
Регистрация
30 Сен 2007
Сообщения
29,643
Ну не скажи,мне от настроения,иногда плавной чочется езды,а иногда прострела и за максималкой специально уезжаю иногда в дальнии (30км)края.Да с годами стиль езды меняется,он становится более разумным:)
 
Г

Горацио Нельсон

Guest
С позиции моего опыта (уж простите!) весьма грамотно написано...хотя и многословно:) В 1995 году, когда я работал мотокурьером в DHL,был среди нас КМС по мотокроссу, который говорил, что если с утра поедешь 60, так и будешь ездить весь день. Примерно так и есть. В DHL подобная езда не поощрялась... правда, и гонки не стимулировались:) Далее... По поводу скорости... Если честно, сам всегда поучал других, что к скорости привыкаешь. После 200 ( особенно на хорошем автомобиле) -- на 100 вообще такое ощущение, что можно открыть дверь и выйти (байков это тоже касается, с поправкой на отсутствие дверей). Тем не менее, я сам как-то, прохватив по МКАДу 180, ввалился на развязку с Ленинградкой на 100...ну, не посмотрел на спидометр... Посему -- совет : после любых прохватов на серьезных скоростях, перед любым маневром взгляд на спидометр ОБЯЗАТЕЛЕН ! Независимо от опыта. И еще... Подумайте о том, что, когда вы жарите 200, а впереди дачник на " копейке " делает аж 100, это равносильно тому, что дачник стоит, а вы едете те самые 100. А ведь ему кажется, что едет он безумно быстро... и в зеркало он не посмотрит... Ну, и наконец, о плавности движений. Вообще, любая техника и в любой ситуации резких движений не переносит. Мой инструктор в летном училище, обьясняя любое действие, комментировал его выполнение : " Быстро, но плавно ". Вообще, у нас, мотоциклистов, с летунами много общего... Если хотим жить, действия на дороге надо просчитывать не только за себя, но и " за того парня ". Даже за того, что на тонированном "тазике " с " хрюкателем ". Впрочем -- всего просчитать невозможно... и потому -- удачи нам всем, ребята !
 
Y

Yarga

Guest
Паш, респект за полезный и интересный топик!/images/smilies/wink.gif
 
G

GellioS

Guest
Ездить плавно - то да, это хорошо, не так сильно напрягаешься и устаешь. Но к сожалению это ты понимашь откатав сезон а то и 2.
Судить за других не могу, скажу по себе. Когда понял что "я ужесупер пупер ездок" то начал гонять на ебыре в пробках как в попу ужаленый. Потом была 400 РФка - ну тута тоже как в попу ужаленый, но с поправной на скорость, которая стала раза в 1,5-2 больше. Соотвественно еще больше аварийных моментов, и еще больше напряжения. На работу приежал уже уставшй, а после работы домой - так вообще выжатый как лимон. Затем был 600 сибер, который собстна и перевернул все отношение к скорости. КОгда 200 набирается на раз передача 2 передача и 3 передача, когда от динамики мокс приклеиватся к задней стенке, а при разгоне переднее колесо поднимается, а при торможении мона легко улететь через руль (ибо стоппи делат я не умею, что кстати немногие умеют, как оказывается) а понимание того что жизнь у тебя одна - вот все застравляет задуматься, нужны ли тебе эти 200 к/ч за 10 -12 секунд? И стоит ли валить по загруженной дороге 150, когда машини талятся 70-80? Адреналин рекой, прямоток поет...до первого чайника , который не смотрит к зеркала, или который не успел заменить тебя, ибо когда он поворачивал тебя еще не было, а через секунды ты уже тут.

Теперь купил себе 400 сибиху и тоашню свои 120 /images/smilies/rolleyes.gif Иногда позволяю и быстрее. но редко. А на ДЛке 1000 - да, мошно, быстро, тянет ппц+ рулицца хорошо. Но все равно - бнез фанатизма. Раслабишся и катишь себе по дороге 150 - 160 /images/smilies/innocent.gif. Устаешь гораздо меньше, убовольствия от вождения больше. Но как грицца до етого надо дорасти =)).

З.Ы. Всю прелесть неторопливой езды ощутил на доминаторе, за что ему больше спасибо.
З.Ы.Ы . А еще прочитал у когото в подписи: "сев на байк ты уже выпендрился, большего не требуется"
 
A

ambulance

Guest
Хорошо написано!
Для себя понял из своего скромного опыта, что спешить на моте нельзя. Сразу движения становятся дёрганными. Как только начинаешь спешить, так кол-во опасных ситуаций вырастает на порядок. И удовольствия никакого, и убиться на раз. И, кстати, прибавка в средней скорости мизерная и то только за счёт увеличения риска.
Короче ну нах. Как в какой-то из автореклам "с удовольствием за рулём" :) Только так.
Кстати, а что там с торможением, в смысле психики? Это происходит через определённое время? Или как?
 

kascej

Тру байкер
Регистрация
30 Сен 2007
Сообщения
29,643
ambulance написал(а):
Хорошо написано! Для себя понял из своего скромного опыта, что спешить на моте нельзя. Сразу движения становятся дёрганными. Как только начинаешь спешить, так кол-во опасных ситуаций вырастает на порядок. И удовольствия никакого, и убиться на раз. И, кстати, прибавка в средней скорости мизерная и то только за счёт увеличения риска. Короче ну нах. Как в какой-то из автореклам "с удовольствием за рулём" Только так. Кстати, а что там с торможением, в смысле психики? Это происходит через определённое время? Или как?
На тормоз многое может повлиять,у меня тормоз впервые сработал когда родился сын.
 
A

Aynon

Guest
Спасибо за текст, очень понравилось!:)

Я чуть было состояния нирваны не достиг, пока дочитал!/images/smilies/thumbup.gif

Согласен на все 100%
сам тоже стараюсь ездить плавно, спокойно, получать удовольствие /images/smilies/cool.gif
(вне зависимости от показаний спидометра)/images/smilies/innocent.gif

Единственно только....
есть такой разряд техники которая тебя постоянно провоцирует на резкие старты и торможения, /images/smilies/confused.gif

и поскольку тормозить и ускоряться такая техника может очень хорошо,
то автоматически дает обманчивое ощущение вседозволености и неуязвимости.

В основном это относится к турбированным машинам и "злым" мотоциклам.

И удержаться от "дерганья" порой бывает оччччень сложно/images/smilies/redface.gif ,
но жизненно необходимо!!!/images/smilies/mad.gif
 
W

Washburn

Guest
ambulance написал(а):
Хорошо написано! Для себя понял из своего скромного опыта, что спешить на моте нельзя. Сразу движения становятся дёрганными. Как только начинаешь спешить, так кол-во опасных ситуаций вырастает на порядок. И удовольствия никакого, и убиться на раз. И, кстати, прибавка в средней скорости мизерная и то только за счёт увеличения риска. Короче ну нах. Как в какой-то из автореклам "с удовольствием за рулём" Только так. Кстати, а что там с торможением, в смысле психики? Это происходит через определённое время? Или как?
Это многомерный процесс. Так, выкатываясь в начале сезона, ты - как будто новичок на байке, боишься скорости и всех и вся. Потом привыкаешь... Твой мозг - уникальный инструмент, который хранит данные о твоей жизни... Сел на мотик - хоп - и тут же чувствуешь небывалый подъем сил и концентрации... Сработал механизм шаблона: опасность! нужно разогнаться. Каждодневные покатушки тоже идут в расчет: в начале езды ты более осторожен и менее быстр, чем после целого дня раскатов по городу.
Если ты чувствуешь что едешь слишком быстро - значит, ты еще не "разогнался". По мне, так это бывает сплошь и рядом: не выспался, спохмелья, голова занята другими мыслями. Всегда нужно контролировать этот процесс...
 
A

Aynon

Guest
А еще плавная езда экономична и экологична/images/smilies/thumbup.gif
Вобщем сплошные плюсы!
 
D

ditrix

Guest
/images/smilies/wink.gif "я не тормоз ... я плавный газ"(с)
 
W

Washburn

Guest
ditrix написал(а):
"я не тормоз ... я плавный газ"(с)
Лучше прослыть тормозом, чем отскребать куски задницы от асфальта :)
Я когда пересел с ебра на РФ, тошнил 60 кмч - и посылал жевать лысую резину всех, кто осмеливался высказаться на счет "спорт" и "60 кмч". Видимо, именно по этому я продал свою РФ-ку без единой царапинки, успев меж тем на ней скатать в питер, объехать всю МО и не только, и покататься длительное время, выжимая из нее максималку. Каждому моменту свое - время тошнить 60 и вжаривать 200.
Мотик - не шутки, даже такой маленький как ебр. Разложиться на нем можно вполне по взрослому. Для того и писано, чтобы понты и адреналин уступили место трезвому расчету. /images/smilies/wink.gif
 
Г

Горацио Нельсон

Guest
Вот, кстати! О тормозах... Все-таки ездить плавно -- это вторично. Для начала нужно приучить себя ездить ОСМЫСЛЕННО. Поясню. Еду я сегодня по МКАД, а впереди " восьмерка " то и дело зажигает " стопы ". При том, что видимых препятствий движению нет. Очень у многих( если не у большинства ) водятелов крепко сидит в голове привычка -- пинать тормоз при любом сомнении. Обратите внимание -- даже при повороте из еле-еле ползущей пробки во двор машина перед вами " стоп-сигналами ", скорее всего, моргнет... в ситуации, которая торможения вовсе не требует.Диагноз : за рулем ЧАЙНИК, какого бы цвета ни были у него брызговики, и какая бы надпись (" HOOLIGAN", " STREET RACING " и т.д. не украшала его корму. Другой пример. Армейская колонна,предписанная скорость движения -- 30км/ч. Но если в голове колонны попадется баран, хвост будет дергаться от 0 до 90 :) Мужики ! Торможение -- это отдельный, самостоятельный маневр ! А неконтролируемая мозгом тяга руки ( или ноги ) к тормозу -- опасность для вашего молодого организма :) Для пущей ясности -- представьте себе абстрактного мотоциклиста, от испуга прихватившего тормоз в крутом повороте. Последствия понятны ? Частный случай все того же глюка -- попытка разогнаться до скорости, которую ты не в состоянии выдерживать. Как едет типичный " драйвер " на " тюнингованном " " тазике "? Разгон до предельных 140, затем торможение в пол... и все по новой :) Ребята, поверьте -- скорость вашего передвижения зависит не от максимальной, а от средней скорости. Ежели честно... как-то ехал я из Питера, имея в машине трех пассажиров. Ессно, то одному приспичит до ветру, то другому за сигаретами... Скорость -- 120... Хотите верьте, хотите нет, но до Москвы я ТРИ (!) раза обогнал один и тот же КамАЗ, тошнивший 40 км/ч. Подытоживая сказанное, вернусь в начало темы ( огромное спасибо ее автору!). Ездить красиво = ездить ПЛАВНО. И учиться ездить красиво надо не с отработки визга шин, и не с езды на заднем колесе, а с ОСМЫСЛЕНИЯ своих действий и выработки правильных реакций и навыков. Скорость придет... никуда она не денется :) Серьезные гонщики едут быстро... вот только разгон у них, как на электротяге, будто и передач не переключают. И торможений минимум -- зачем набранную скорость терять ? Неужели не хочется ездить так же ?
 
D

ditrix

Guest
Washburn написал(а):
. Мотик - не шутки, даже такой маленький как ебр. Разложиться на нем можно вполне по взрослому. Для того и писано, чтобы понты и адреналин уступили место трезвому расчету.
понтов нет , вы меня не так поняли - цитата не в ваш адрес а в мой.../images/smilies/innocent.gif
 
K

Kostikos

Guest
Однако в пробке по междурядью не всегда удается ехать плавно. И действительно бывают дни когда все у тебя получается и ты все успеваешь. А бывает что уж лучше ехать в ряду за машиной и не дергаться. Вчерась вот после 400 км было уж очень тяжко по междурядке ехать, часто мотыки догоняли и обгоняли.
 
М

МИшка

Guest
С WashBurn'ом согласен. Маленькая добавка:
Бывают моменты когда ты едешь по трассе пустой, например М4. Едешь 130-150.. долго едешь(100-300км например) и скорость тебя уже не напрягает.. мозг расслаблен - просто летишь и наслаждаешься полетом, машин вокруг мало - красота! и тут... вдруг МКАД 110-120... и приходится либо сохраняя скорость быстро включать мозг (то есть требуется сразу разгонять сознание, как написал Пашка) либо переключаться на режим "Город" то есть без разгона для сознания сбавлять обороты и ехать со всеми пока не адаптировался после трассы на кучу народа вокруг. Адаптировался отлично! Далее выбор за ездаком: нестись опережая поток, либо просто катиться споконо доехать до места после дальнячка. Написано с себя.
 
W

Washburn

Guest
МИшка написал(а):
С WashBurn'ом согласен. Маленькая добавка: Бывают моменты когда ты едешь по трассе пустой, например М4. Едешь 130-150.. долго едешь(100-300км например) и скорость тебя уже не напрягает.. мозг расслаблен - просто летишь и наслаждаешься полетом, машин вокруг мало - красота! и тут... вдруг МКАД 110-120... и приходится либо сохраняя скорость быстро включать мозг (то есть требуется сразу разгонять сознание, как написал Пашка) либо переключаться на режим "Город" то есть без разгона для сознания сбавлять обороты и ехать со всеми пока не адаптировался после трассы на кучу народа вокруг. Адаптировался отлично! Далее выбор за ездаком: нестись опережая поток, либо просто катиться споконо доехать до места после дальнячка. Написано с себя.
Есть такое... я по незнанию после трассы в городе словил пару неприятных моментов. С трассы в город нужно переходить постепенно...
 
S

slonikus

Guest
Aynon написал(а):
А еще плавная езда экономична и экологична Вобщем сплошные плюсы!
Когда увидел абсолютно лысую резину после пробега в 11000 км на YBR125 Лизы, купленном ею с рук, то никак не думал, что после 15000 км на моем аппарате резина будет еще с выраженным рисунком протектора.:) Правда у меня эксплуатация в основном была только по трассе.:) Жестоким был только перевал Шаумянский с крупным гравием у Туапсе при езде с пассажиром.
 
Z

zambia64

Guest
На мопедке опыта большого нет.Но про машину могу сказать-только спокойное и плавное движение!!!
Работаю таксистом,в руле-9-10 часов ежедневно с одним выходным.Если бы гонял,подрезал и прочий беспредел,не проездил бы 29 лет с ДВУМЯ мелкими авариями.А хамов и "раллистов" на наших дорогах опасаюсь более всего.Дорога не гоночная трасса.Наша задача - доехать из п.А в п.В и при том с наименьшими потерями и для машины(экономия бензина и расходников),и для собственной психики.
Еще слодат Швейк говаривал:"Лучше быть 5 минут трусом,чем ВСЮ ЖИЗНЬ ПОКОЙНИКОМ !!!"/images/smilies/dance.gif
 
A

ambulance

Guest
самое интересное, что рваный режим движения в городе с разгономи и торможением снижает среднюю скорость. Может не успеваешь заметить скорость движения рядов, удобные карманы и т.д. работает наблюдение как на авто, так и на мото.
 
Сверху