Подшипники переднего колеса

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
Всем привет! Порывшись по форуму, не нашел похожей темы, а вопрос меня мучает! Поэтому хочу просить помощи опытных юбро- и джаншиводов!
Обратил внимание, что на моем YBR-125 2008 года переднее колесо не имеет свободного хода, не качается туда-сюда, когда не отбаллансировано. Когда снял, заметил, что подшипники вращаются туго, при чём оба одновременно. Такое впечатление, что их сильно распирает дистанционная втулка (или посажены они очень глубоко). Сначала думал, что загустел солидол, или литол, или ещё какая смазка, которой они были набиты (скорее всего уже давно). Мыл смазку чем угодно, результата никакого. И лишь потом понял, что когда пытаешься повернуть пальцем внутреннюю обойму подшипника с одной стороны, другая тоже крутится, и очень туго. При этом никаких посторонних звуков, хрустов, неприятных ощущений при езде нет. Посему предлагаемые варианты по этому поводу:
1. Не морочить голову, пусть ездит дальше.
2. Попробовать погреть ось диска и сдвинуть посадку подшипников, чтобы дистанционная втулка не так упиралась.
2. Поменять подшибники на новые и быть спокойным!
На видео виден свободный накат, что скажете?
накат колеса

P.S. если тема уже поднималась - не судите строго, просто укажите, куда идти.
 

user

Тру байкер
Регистрация
7 Июл 2019
Сообщения
2,373
Адрес
Полтава
Имя
Анатолій Михайлович
Мото
Jianshe JYM125, ИЖ Планета 5
Нормально крутиться, не чіпай.
 

JIAN

Тру байкер
Регистрация
25 Мар 2015
Сообщения
2,546
Адрес
Одесса, Украина
Имя
Сергей
Мото
Jianshe JS125-6A

bandana

Бобышковед
Регистрация
18 Сен 2013
Сообщения
4,844
Адрес
Украина, Измаил.
Имя
Игорь
Мото
Jianshe JS 125-6A
Сколько людей, столько и мнений. Я х/з, но в своё время меня факт подобного вращения сильно напрягал. И подшипники не вращались равномерно, а как-бы с крошечными толчками, если их пальцем покрутить. И да, промывал не снимая, насколько это было возможно, смазку менял. Посчитал явление это ненормальным, подшипники заменил. Колесо стало крутиться по лисапетному, иногда после остановки чуть назад возвращается (неотбалансировано). Если будешь смазку менять, не набивай её в пошипник туго, заполни примерно наполовину.
Попробовать погреть ось диска и сдвинуть посадку подшипников, чтобы дистанционная втулка не так упиралась.
ИМХО не ось греть нужно, а сам диск, то-есть ступицу. Легчайший удар по внутренней обойме должен обеспечить необходимый сдвиг второго подшипника. Правильно, или неправильно, но я так делал.

ЗЫ. Колодки не подтормаживают, проверил?
 
Последнее редактирование:

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
Нормально крутиться, не чіпай.
Так, колесо крутится нормально, але ж пальцями підшипник дуже важко крутиться! А так бути не повинно, наскільки я розумію!
 

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
не ось греть нужно, а сам диск, то-есть ступицу. Легчайший удар по внутренней обойме должен обеспечить необходимый сдвиг второго подшипника. Правильно, или неправильно, но я так делал.
Да, именно это имел ввиду. В общем нагреть посадочное место подшипника снаружи.
Наверное так и попробую, сначала немного "сдвинуть", и посмотрю на результат. Если не будет эффекта, или почувствую заседания - поменяю. Даже комплект подшипников и сальник уже куплены с полгода тому. Был в магазинчике специализированном по другому поводу (искал клиновидный ремень), и наткнулся глазами.
 

JIAN

Тру байкер
Регистрация
25 Мар 2015
Сообщения
2,546
Адрес
Одесса, Украина
Имя
Сергей
Мото
Jianshe JS125-6A
Вот так и делал половину прошлого сезона. Но когда не сезон, голова рукам покоя не дает!
Я в свое время на своем мотоцикле Jianshe JS125-6A решил аналогичную проблему заменой распорной втулки между подшипниками.
Для этого полностью выпотрошил ступицу, сделал все необходимые замеры как самой ступицы, так и остальных деталей.
Построил размерную цепь и вычислил, что распорная втулка была короткой.
При затяжке гайки оси, подшипники попросту подклинивали (за счет появления натяга через шарики между наружным и внутренним кольцами) ввиду отсутствия зазора между наружным кольцом одного из подшипников и упорной стенки ступицы.
Выточил новую втулку, которая обеспечила гарантированный зазор 0,3-0,4мм. (место выделено красным на чертеже).
Теперь если колесо и туговато иногда вращается, то из-за колодок, что является уже другой историей.
Ну а тебе - мой чертеж, глядишь понадобится. :)
 

Вложения

Последнее редактирование:

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
Чертеж - супер! Не представляю, как такое можно изобразить! Мне так кажется, что у меня противоположная ситуация, втулка длиннее, и при посадке подшипников в прошлый раз ( а может это ещё заводские, пробег 23 тыс), она излишне расперла внутренние обоймы. На снятом колесе пальцем прокручиваются очень туго, и обе одновременно. По одной прокрутить не удается. По чертежу внешний диаметр втулки заподлицо с внутренним диаметром ступицы, так и есть? Т.е. её вбок сдвинуть нельзя, чтобы выбить подшипник за внутреннюю обойму с противоположной стороны?
 

JIAN

Тру байкер
Регистрация
25 Мар 2015
Сообщения
2,546
Адрес
Одесса, Украина
Имя
Сергей
Мото
Jianshe JS125-6A
По чертежу внешний диаметр втулки заподлицо с внутренним диаметром ступицы, так и есть? Т.е. её вбок сдвинуть нельзя, чтобы выбить подшипник за внутреннюю обойму с противоположной стороны?
По чертежу внешний диаметр втулки с большим зазором к внутреннему диаметру ступицы - не заштрихованная часть.
Там кстати на втулке еще пластиковое кольцо установлено для того, чтобы втулка при установке оси как раз не смещалась радиально (на чертеже не показывал).
Сдвинуть втулку "на чуть чуть" для выпрессовки подшипника через внутренне кольцо возможно.
 

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
По чертежу внешний диаметр втулки с большим зазором к внутреннему диаметру ступицы - не заштрихованная часть.
Точно, теперь понял! Сначала принял незаштрихованную часть за «тело» ступицы :)

Попробую сдвинуть втулку и осадить подшипник чуть! Огромное спасибо за помощь и за чертёж! Действительно позволяет разобраться. Может завтра удастся поковыряться - отпишусь о результатах!
 

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
Добрался я наконец отчитаться о результатах, хотя всё сделал ещё на прошлой неделе.

Итак, по совету Bandanы, сперва решил "осадить" немного посадку старых подшипников. Снял колесо, при помощи удлиннителя от ключа-трещётки на 3/8 (руками никак не получалось) удалось немного, миллиметра на 2, сдвинуть распорную втулку вбок с одной стороны. Погрев феном ступицу, пробовал при помощи этого же удлиннителя, а также плоской отвертки немного сдвинуть подшипник. Нифига не вышло. Зацеп оказался очень мал, чтоб получился хороший удар, а тут еще и свет выключили.. Поэтому попытка №1 на этом закончилась, колесо в полуразобранном состоянии стало на свое место, чтоб не валялось.
Оценив, что так просто подшипник не сдвинуть, взял с собой дистанционную вставку со стороны тормозного диска, и поехал в строительный магазин искать съемник. Был выбран металлический анкер на 16 мм с гайкой, дома при помощи болгарки он был обточен до внутреннего диаметра втулки. К попытке №2 готов.
В следующий раз, вооружившись специально подготовленным анкером и строительным феном отправился к мотоциклу. Анкер был засунут со стороны снимаемого подшипника, распёрт во внутренней обойме, ступица прогрета строительным феном, а с другой стороны после прогрева при помощи все того же удлинителя и молотка по анкеру наносились удары. Для того, чтобы подшипник начал сдвигаться побить пришлось прилично, и я решил, что такой подшипник оставлять уже небезопасно. Хотя после "сдвига" подшипника обоймы обоих начали крутится довольно легко, но с некоторыми неприятными заеданиями. Поэтому мой план трансформировался в замену обоих подшипников. С другой стороны была произведена такая же процедура, состояние его было аналогично первому, и внутренние обоймы имели небольшой люфт..
Места посадки оказались чистыми, без "неприятных" следов, чему был рад. Кстати, распорная втулка у меня без какой-либо шайбы, но подвижность её в ступице буквально 4-5 мм.
Вытерев всё начисто, прогрев заново феном, установил подшипник с одной стороны (заходил довольно таки туго, но равномерно), а потом распорную втулку и подшипник с другой стороны. При посадке второго подшипника контролировал люфт втулки пальцем. В итоге получилось, что теперь она сдвигается между обоймами пальцем с небольшим усилием, но намного легче, чем раньше. Свободно не болтается. Был доволен собой!
А вот результаты свободного вращения значительно не отличаются от предыдущих. "Велосипедного" вращения нет, и туда-назад не вращается, но может это от того, что колесо было отбалансировано при замене покрышек весной? Если одеть головку на 10 от набора на ниппель, он опускается вниз. Видео с результатом по ссылке:

Ну, как-то так. Спасибо всем за помощь и советы!
 
Последнее редактирование:

JIAN

Тру байкер
Регистрация
25 Мар 2015
Сообщения
2,546
Адрес
Одесса, Украина
Имя
Сергей
Мото
Jianshe JS125-6A
При посадке второго подшипника контролировал люфт втулки пальцем. В итоге получилось, что теперь она сдвигается между обоймами пальцем с небольшим усилием, но намного легче, чем раньше. Свободно не болтается. Был доволен собой!
Не хочу тебя огорчать, но то, что втулка сдвигается между подшипниками когда колесо не в вилке и не зажато, отнюдь не означает, что все так и останется, когда ты колесо поставишь в вилку, вставишь ось и зажмешь гайку.
Ты по сути просто поменял подшипники один из которых недопрессовал. Потому втулка и подвижна, когда колесо не зажато.
НО! Теперь ты ставишь колесо, ось и зажимаешь гайку. При затяжке гайки наружные дистанционные втулки воздействуют на внутренние кольца подшипника, которые через шарики воздействуют на наружные кольца. Подшипник смещается, наружные кольца уже упираются в бурты, а внутренние еще двигаются пока не упрутся в распорную втулку и зажмут ее.
В итоге в подшипниках между кольцами появляется натяг, как и было у тебя раньше, ты ведь с распорной втулкой ничего не делал.
Одним словом, зазор на затянутом колесе, который я показал на своем чертеже выше у тебя как отсутствовал тогда, так и отсутствует и сейчас.
И да, сомневаюсь я однако, что на юбре и других аналогах с дисковым тормозом переднее колесо в вывешенном положении будет колебаться туда-сюда, как например на ЯВЕ.
 
Последнее редактирование:

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
Дело в том, что у нас с Вами изначально были противоположные ситуации. У Вас распорная втулка была короче, и при затяжки оси смещались внутренние обоймы и подклинивали, потому что втулка их не распирала. По сути, выточив новую более длинную втулку, получилось то же, что и у меня сейчас. Когда я посадил первый подшипник и вставил втулку, она немного выступала от сердцевины ступицы в сторону второго подшипника. Померять там точно нереально, т.к. посадочные места подшипников переходит не под 90 градусов, а небольшой полусферой или конусом к середине, длинна этого отрезка примерно по 1,5-2 мм с каждой стороны (по крайней мере у меня). Примерно на столько же торчит и втулка из средней части ступицы. Осадив подшипник так, чтобы втулка не болталась, а лишь при достаточном усилии сдвигалась от оси (не по вылету), я как раз обеспечил нормальный зазор, он у Вас и нарисован красным на схеме. При этом подшипники вращаются свободно. При затяжки оси внутренние обоймы упираются через втулку, а также снаружи через аналогичные втулки. Почему что-то должно смещаться и клинить? Во внешние обоймы ничего при затяжке не упирается, и они очень плотно сидят в ступице, хрен осадишь без прогрева! Поэтому думаю, что всё должно быть ок!
 

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
И да, сомневаюсь я однако, что на юбре и других аналогах с дисковым тормозом переднее колесо в вывешенном положении будет колебаться туда-сюда, как например на ЯВЕ.
А это интересная мысль, стоит подумать! Т.е. масса тормозного диска велика и имеет достаточную инерцию, которая вместе с трением покоя превышает небольшой дисбаланс? Очень может быть!
 

bandana

Бобышковед
Регистрация
18 Сен 2013
Сообщения
4,844
Адрес
Украина, Измаил.
Имя
Игорь
Мото
Jianshe JS 125-6A
И да, сомневаюсь я однако, что на юбре и других аналогах с дисковым тормозом переднее колесо в вывешенном положении будет колебаться туда-сюда, как например на ЯВЕ.
Потея, теребил старческий склероСС. sarcastic_hand.gif Ибо что-то мне вдруг показалось, что на моём колесо таки туда-сюдакается, но точно не помню. Лютого дисбаланса нет. Завтра, если в гараж попаду, проверю и отчитаюсь.
Что может помешать этому явлению:
1. Идеальная балансировка.
2. Несоответсвие размеров по ограничителям подшипников в ступице с длиной втулки плюс лютейшая запрессовка.
3. Тугой сальник (можно не учитывать но вдруг).
4. Кривой тормозной диск и неуходящие на место колодки.
5. Привод спидометра, но тут вообще не знаю.

И чего оно у меня крутится по велосипедному, а не так как было когда-то:
1. Сальник смазан, да уже и изношен ибо родной.
2. Колодки не притормаживают.
3. Подшипники вращению колеса никак не мешают.

При запрессовке подшипников грел ступицу горелкой, что немножко веселее чем феном. Первый подшипник достал из морозилки (спасибо Артёму за методу), и влетел он до упора сам, тут-же проверил посадку, пристукнув через оправку по НАРУЖНОЙ обойме. Далее вставил втулку, и примороженный второй подшипник опять-же влетел куда-то сам с характерным стуком. Тут-же НЕЖНО пристукнул его по ВНУТРЕННЕЙ обойме, до гарантированого упора во втулку. Всё. После остывания колеса убедился, что всё крутится как надо и втулка внутри не болтается. После установки колеса удивился как оно весело крутится. Считаю эту методу весьма годной и правильной, хотя конечно хлопотной по сравнению "взял молоток и забил" или взял молоток и выбилНАХ". Что тут происходит, если разобраться. При нагреве ступицы градусов до 90 ИМХО ничего колесу не будет. Но посадочное таки без сопротивления пропускает подшипник из морозилки. Почему допрессовал или проверил посадку второго подшипника именно по внутрененй обойме? Потому-что в этом случае не будет натяга через втулку в первый подшипник. Если допрессовывать по наружной обойме, то при несоответствии размеров "ступица-втулка" натяг получить запросто. И будет оно крутиЦЦа везде там где не надо, например как у Романа было. После остывания ступицы, если диаметры посадочных под подшипники в ступице не разбиты, то зажмёт подшипники с силушкой достаточной, дабы они там сидели и не трепыхались, и счастливо и долго работали. Как-бы пробег уже есть, ничто нигде не отвалилось, не стучит, не кряхтит, и всё ведёт себя хорошо.
Опять-же ИМХО... если проблема с подбором втулки, наличием токаря, замерами, и прочим, то вышеописанная метода с нагреваниями, замораживаниями, и НЕЖНЫМИ тюканиями по внутренней и наружной обоймам весьма имеет право на существование. Собсно, я таким первый раз занимался, начитавшись форума нашего и рассуждений на эту тему. И наверно это правильно, если подшипники не в поле под кустом меняешь.
 
Последнее редактирование:

RomanTerletskyi

Мотоциклист
Регистрация
4 Дек 2021
Сообщения
128
Адрес
Київ
Имя
Терлецький Роман
Мото
Yamaha YBR125
Метод с морозилкой годный, и я бы им воспользовался, если бы морозилка была «поближе» к мотоциклу! А так у меня между ними минимум 10 мин пешего или 6 мин велосипедного хода, а ещё полчаса на все подготовительные моменты.. А там, где подшипник лежал и мот стоял было максимум +5. Решил, шо значительной разницы в окружности наружной обоймы при изменении температуры максимум на 10 градусов не будет, лучше погреть лучше! Если б это летом было - тогда да!
 

bandana

Бобышковед
Регистрация
18 Сен 2013
Сообщения
4,844
Адрес
Украина, Измаил.
Имя
Игорь
Мото
Jianshe JS 125-6A
Завтра, если в гараж попаду, проверю и отчитаюсь.
Попал, проверил, чуть не забыл отчитаться. Крутил по разному, и потихонечку, и непотихонечку. Часто колесо после полной остановки медленно-медленно возвращается назад чуть больше чем на четверть оборота или где-то так. Дисбаланс безусловно есть. Маятником не качается, а если-бы качалось, это был-бы лютый дисбаланс ИМХО. Но, безусловно, подшипники не разогреты, смазка холодная, плюс редуктор спидометра своё тормозит, и что самое ужасное - на обратном ходе колеса ясно слышно как свистят тормозные колодки по диску. Чуть не начал колесо раскидывать и смотреть-стучать-тягать эти подшипники. Но тут-же понял что погорячился, ибо если задом езжу 🤣 то очень редко и совсем недолго. А когда вперёд то ничто не свистит, значит и не подтормаживает. Ибо колесо крутится вперёд остаточно легко и долго. Что было проверено неоднократно. И даже попинал кик и с пятого ногодрыгания завёл и по гаражам похулиганил. Чем убедил соседей шо скоро весна. Хау (без ноу)! Я всё сказал.
 
Последнее редактирование:
Сверху