Переделка электрооборудования на ёбрике

Thrash

Мотоциклист
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
107
Адрес
48
Имя
Андрей
Мото
Yamaha ybr-125
Купив новый мот, шаловливые ручки не давали покоя, и я взялся допилить за китайскими мастерами, то что на мой взгляд не доделано изначально.

  • Автоматическое включение головного света.
  • Отсутствие аварийки и сигналки.
  • Дохлая проводка по силовым цепям.
  • Доработка приборки.
И так, первое что меня не устраивает, это автоматика при включении головного света. Что было сделано: на авторынке куплен правый пульт на 22 руль от какого-то другого мотоцикла, с переключателем выкл\габарит\свет и дополнительным переключателем, который дублирует, а точнее дополняет замок зажигания. Тут я руководствовался тем, что чем больше кнопок на пульте, тем больше функций на него возложится.

Для реализации этой задумки, мот был разобран. Снят весь пластик, бак, сиденье, багажник и т.п. Размотана вся проводка, для того чтобы в ней разобраться. И что получилось: Первое, сечение проводков (именно проводков) в силовой цепи никудышное. Цепь генератор-акб-замок зажигания-цепь ACC-цепь питания лампы головного света – сечением 0,5 мм.кв. Ну может 0,75. Замеры напряжения под нагрузкой показали, что на каждом участке теряется до 0,5 вольт. А суммарно это привело к 11 вольтам на лампе головного света при питании от БП 14,5 вольт. Второе, запаренная схема включения головного света. С коммутатора зажигания снимается сигнал о работе двигателя. Двигатель работает – 12 вольт. Не работает – 0 вольт. Этот сигнал даёт питание на реле разрешения запуска (над задним стоп-сигналом) и далее на реле головного. И третье, раз уж у меня на пульте есть дополнительный переключатель, пусть будет аварийка.

Взяв проводку от ВАЗа, надёргал проводов на 2,5 мм.кв и 6 мм.кв. чтоб по цветам соответствовало. Меньше коричневый, красный и чёрный меньше 6 квадратов не было. Этого сечения много, но других проводов не было, а потому нихай будет. Проводка от ВАЗа с клеммами, а потому ни чего паять и обжимать не пришлось. 6-ти квадратные провода пошли на цепи генератор-АКБ-замок зажигания-цепь ACC-реле головного света (рядом с акб). Далее, с реле головного провод 2,5 квадрата на левый пульт и с него на лапу. Ситуация поправилась. Теперь на участке АКБ-лампа головного потеря менее 0,5 вольт. На ХХ, при включенном головном свете и габаритах напряжение 12,5 вольт. АКБ не заряжается. При достижении оборотов от 2500 напряжение выравнивается до 14,5 вольт и держится так при любых нагрузках. Тормоз, аварийка. Отлично, с этим справился.

Теперь аварийка. С ВАЗ-девятки взято реле аварийки и через диоды развязано на две линии поворотов (левая и правая соответственно). Тут всё просто.

Теперь свет. На правый пульт плюс от ACC (после замка зажигания), с него линия на питание подсветки приборов и задний габарит, линия на габарит спереди (отключается при включении головного) и линия на катушку реле головного (что возле акб). Далее с реле головного, силовой на левый пульт и на лампу головного.

Теперь установка сигналки с обратной связью. В автомагазине купил простенькую сигналку с обратной связью. На фишке, отходящей от реле стартера (с предохранителем) была пустая ячейка на цепь генератор-акб через предохранитель. Её я использовал для питания сигналки. Линия ACC на сигналку с точки соединения коричневых проводов. Мигать сигналка будет габаритами. Ревун не ставил, ввиду сильно ограниченного пространства на мотоцикле. Некуда там всё это прятать. Да и место — это лучше потратить на что-то более полезное. Датчик удара и приёмо-передатчик у сигналки есть, в случаи срабатывания мот будет моргать габаритами и пошлёт сигнал на пейджер.

И вишенка на торт, это доработка приборки. Всю зиму я думал, прикидывал, писал программу, ставил различные эксперименты и вот к чему я пришёл.

Для повышения информативности приборки, хорошо бы вывести на неё температуру двигателя, напряжение бортсети и ещё чего-нибудь. Для этого, наши китайские братья прислали мне дисплей 2-ух строчный по 8 символов. Это как всеми любимый символьный дисплей 16 символов на 2 строки, но обрезанный в половину. Часы реального времени с батарейкой, датчик температуры Dallas DS18b20, контроллер Ардуино Про-микро. На его борту есть нормальный контроллер, порт для подключения по USB для быстрого программирования без разбора через разъём micro USB и простенький ЦАП-АЦП для реализации функции замера уровня топлива в баке. Чтобы всё это уместить в приборку, пришлось варварски выпилить стрелочный указатель уровня топлива. На его месте теперь размещено 4 платы. Это сам контроллер Arduino Pro-Micro, часы реального времени, плата дисплея и плата преобразователя шины дисплея в шину I2C.

Всё это барахло в аккурат уместилось на место стрелочного прибора. К контроллеру был подключен ещё и бошевский погодный датчик BME-280. С него взято измерение температуры окружающего воздуха и атмосферного давления.

Сам контроллер питается от линейного преобразователя типа КРЕН на 5 вольт. Нагрузка там очень маленькая (питание контроллера, подсветки дисплея и датчиков) Греться там точно ни чего не будет, да и линейный преобразователь всяко надёжнее ШИМ и проще в реализации.

Теперь при включении зажигания, на контроллер подаётся напряжение с линии ACC и на дисплей выводится время и температура двигателя. Для переключения режимов и подводки часов используется энкодер с кнопкой. Кнопкой выбирается режим отображения (часы, темп. двиг.; часы, темп. окр. воздуха; часы, атм. давление; темп. двиг, уровень топлива). При долгом удержании кнопки – переход в режим установки часов.

Чтобы правильно измерить уровень топлива, я вынул поплавок из бака. Его сопротивление 95 Ом. Шкала нелинейная. Подключив всё это дело «на столе» была измерена величина сопротивления поплавка на всех делениях стрелки. Потом всё это масштабировано на 8 сегментов дисплея. Напряжение измерения взято с ноги контроллера аналогового входа/выхода. Это нужно чтобы не зависеть от гуляния напряжения в бортсети и сети контроллера. То есть. Нога аналогового выхода, выдаёт напряжение АЦП\ЦАП (примерно 5 вольт) через постоянный резистор 95 Ом идёт на ногу измерения и с этой же ноги на поплавок и на массу. Получился такой делитель напряжения. Показания уровня топлива получились довольно точно. 8 сегментов – полный бак. 1 сегмент – быстрей на заправку.

Датчик температуры двигателя – цифровой. Но на всякий случай его проводка (три провода + - и сигнальный) упрятана в экранирующую оплётку. Пока откатываю, глюков не наблюдается. Сам датчик втыкнул в технологическое отверстие на голове со стороны впуска.

А вот измерение напряжения ардуиной оказалось не очень-то правильным. Разрядность АЦП маленькая. Проблемы с опорным напряжением в самом контроллере приводят к тому, что цифры плавают. В общем, хрень получается. Но тут китайские братья прислали водонепроницаемую зарядку для телефона, на которой отображается уровень входящего напряжение и ток заряда гаджетов. С USB выходом 5 вольт 3 Ампера. Последний был вкорячен на руль и дополняет то, что на ардуине не совсем хорошо получилось.

Вот такая работа была проведена за зиму. Если тема по приборке будет интересна, то я готов поделиться схемами, прошивкой, исходниками и прочими разъяснениями.

PS. Прошу меня извинить за многабукф. Старался как можно больше сократить текст.
 

user

Тру байкер
Регистрация
7 Июл 2019
Сообщения
2,373
Адрес
Полтава
Имя
Анатолій Михайлович
Мото
Jianshe JYM125, ИЖ Планета 5
Фотку МКС давай!
 

Smolett

Мотоциклист
Регистрация
5 Июл 2020
Сообщения
207
Адрес
Питер
Имя
Вадим
Мото
Yamaha YBR125; Kawasaki VN400
Прикольно, главное чтобы весь этот обвес в режиме простоя аккум не жрал. Не измерял ток потребления в простое с выключенным зажиганием? Сигналка даже не включенная постоянно что-то в фоне сосет. А ардуино насколько я понял работает только при включении зажигания, все равно интересно сколько она хавает от генератора? Это все одно нагрузка на генератор дополнительная.
Я слегка разгрузил гену поменяв все лампы вкруг (и даже в подсветке приборки) на светодиодные, это дало приличный прирост, писал уже об этом на форуме.
 

Thrash

Мотоциклист
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
107
Адрес
48
Имя
Андрей
Мото
Yamaha ybr-125
Ардуинка работает только после включения зажигания. Ток не измерял, но он там оооочень маленький. Самый прожорливый в этой схеме это светодиод подсветки дисплея. 10 мА
 

Thrash

Мотоциклист
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
107
Адрес
48
Имя
Андрей
Мото
Yamaha ybr-125
Менять лапочки на светодиоды пока не стал. Манипуляции с проводами силовой цепи дали хороший эффект. Напряжение 14,5 вольт на линии ACC при обычной езде. То есть включена фара, габарит, подсветка приборов, и подогрев на карб. Напряжение не проседает, а значит мощности гены пока хватает. Как нибудь измерю ток с гены. Китайские братья снабдили меня токовыми клещами, которые постоянку измеряют. Это очень удобно, не надо рвать цепь.
 

Stirlitz

Тру байкер
Регистрация
6 Апр 2016
Сообщения
1,400
Адрес
Одесса/Крым
Имя
Игорь Калинин
Мото
YBR125 2006/2016, YZF600R 2001/2019, МТ-11 1993
Крутизна. А с предохранителями что сделал?
 

Thrash

Мотоциклист
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
107
Адрес
48
Имя
Андрей
Мото
Yamaha ybr-125
Ни чего. Предохранитель там один, и он защищает обе отходящих линии. Я сейчас не вспомню что я повесил на вторую (самодельную) линию, но сигналка там висит, и возможно аварийка. Возможность то для этого была в виде пустого пина на разъёме реле стартера. На нём 4 пина, 2 идёт на обмотку реле стартера (- +) и один через предохранитель с силового плюса АКБ на бортсеть. Пустой пин ему параллелен.
 

Johan

Тру байкер
Регистрация
27 Май 2017
Сообщения
667
Адрес
Россия.Урал.
Имя
Евгений
Мото
Jianshe NT650V Deauville
@Thrash ты крут! Ладно аварийка, сигналка и датчик двигателя, где-то проскакивали тут. Но ты сделал борткомпьютер, а еще заставил датчик топлива работать корректнее и точнее! Надеюсь как-нибудь увидеть твой космолет вживую. Конечно выкладывай, какие разговоры.
 

Palermo

Тру байкер
Регистрация
26 Апр 2013
Сообщения
3,813
Адрес
DP
Имя
Andrey
Мото
ybr-125
На предыдущем обсуждении впихивания в йобра компа-ардуинки остановились на потреблении на душу слабенького генератора, и как следствие, недозарядка аккума.
Если можно, и на эту сторону обратите внимание, если отписываться будете.
 

Thrash

Мотоциклист
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
107
Адрес
48
Имя
Андрей
Мото
Yamaha ybr-125
Не измерял сколько потребляет бортовик, но потребление там очень маленькое. Около 100 мА. Это 1,5 Вт. И стрелку штатного указателя топлива подсвечивала лампа на 1,7 Вт. Считай, что ни чего не убыло и ни чего не прибыло. Чтобы измерить, надо разбирать морду. Как залезу, измерю.
Теперь, по поводу схем переделки.
Проводка ёбрика, её принципиальная схема, отличается в каждой партии мотов. Схем по сети раскидано куча. И велика вероятность, что где то не сойдётся. Да и необязательно искать схему прям на конкретный мот.
Вообще, схемы всех мотоциклов, автомобилей, квадриков, танков и всей техники строится на основе структурной электросхемы. Это когда указываются лишь основные шины и коммутационные устройства. Всё остальное можно отыскать методом прозвонки конкретных цветов проводов.
Вот примерная схема всего ползающего и катающегося. Структурные схемы разной техники могут немного отличаться, но смысл у всех один и тот же.
 

Вложения

Thrash

Мотоциклист
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
107
Адрес
48
Имя
Андрей
Мото
Yamaha ybr-125
Схемы, составленной после переделки, просто нету. Я просто подвязывался своими устройствами к шинам и всяким кнопкам и лампочкам установленным на заводе.
На приборку заходила шина после замка зажигания. Это коричневый провод. Он нужен был для питания показометра уровня топлива.
С него на бортовик, через линейный стабилизатор 12/5 вольт я взял питание. То есть, даже разъём разбирать не пришлось.
Проводка самого ДУТ в баке и все фишки остались на месте. Масса в приборку заходит с шины корпуса мотоцикла. Подсветка на дисплее светит всегда, от 5 вольт через резистор 300 Ом, что ограничивает уровень подсветки. Чтобы в тёмное время суток не было по глазам.
Схема подключения ардуинки тут не важна. Тут всё зависит от того что есть в наличии у вас. Единственное, объём кода программы может упереться в нехватку памяти, а потому контроллер должен быть не ниже ATmega32u4. Там ещё заморочка с подключением энкодера. Поэтому я выбрал именно Arduino Pro Micro на ATmega32u4. Он самый маленький и у него есть разъём микро-юсб для хирургических вмешательств.
Программа.
Я не особо силён в написании кода на с++, я бы даже сказал что вообще не силён.
Я рисовал в FLProg. Кубики двигать, легче чем циферки считать.
Есть исходник, его можно дорабатывать и переделывать как угодно, там можно много всяких показометров настроить.
Чуть позже выложу размещение потрохов бортовика в приборку. Не сфоткал ещё.
 

evil_laugh

Тру байкер
Регистрация
13 Фев 2012
Сообщения
5,176
Адрес
Мос. обл. д. Коняшино
Имя
Артём Иванов
Мото
YBR125, ER-5, XJR1300, FZS1000
Круто. Теперь надо ещё ОСРВ в ардуину воткнуть, многопоточность, разделение по памяти, троирование ОЗУ с ECC и обязательно программный мажоритар по принципу "два из трех". А то что это, измеритель температуры - и так несерьезно реализован. Вы бортовое устройство создаёте или где, вообще?

:D
 

Marsikus

Тру байкер
Регистрация
10 Ноя 2012
Сообщения
3,407
Адрес
Абу-Даби - Харьков
Мото
Harley-Davidson XL1200T, Aprilia Pegaso 650i.e.
  • Автоматическое включение головного света.
Это в смысле добавить или убрать?
 
Сверху