R
Rodion
Guest
Расскажу о том как я переводил (и еще не закончил) ебра на светодиодное освещение. Для начала о том для чего это надо. Кто не знает, электросистема ебра спроектирована "впритык" - это значит что нет запаса мощности генератора, и если хозяин захочет поставить например ручки с подогревом, нормальную лампу в фару, дополнительную светотехнику или еще что-то - генератор не будет справляться и при подключении всего этого будет разряжаться аккумулятор. Поскольку об увеличении мощности родного генератора либо замене его на другой на ебре я ничего не слышал, то остается только одно - уменьшать потребление энергии родной светотехники.
Я пошел по самому простому пути и просто ставил вместо ламп накаливания светодиодные лампы с соответствующими цоколями. Не везде такой способ прокатывает. Начать проще всего с подсветки приборов. Просто покупаются светодиодные лампы с цоколями T5 и T10.
Снимается морда, снимается черная крышка приборки, вытаскиваются родные лампы и заменяются на диодные. Никаких сложностей. В зависимости от года выпуска нужно 4 или 5 ламп Т10 и 4 лампы Т5. Они недорогие, можно взять по 5 штук тех и других. Подсветка получается достаточно приятного (на мой взгляд) бирюзового оттенка, а лампы в индикаторах поворотников, нейтрали и дальнего света еще и улучшают их видимость в солнечную погоду. В сумме экономия мощности на приборке порядка 15-17Вт.
Далее идет передний габарит. Тут тоже все просто, покупается лампа Т10 и меняется, единственное - тут я ставил лампу поярче, на 5 диодов, вот такую.
Все же это уже относится к освещению да и в будущем может поставлю тумблер на выключение света, хорошо если габарит более-менее яркий будет. Экономия энергии на габарите 4,5Вт и плюс диодный ярче.
Следующим я решил перевести на диоды стопсигнал, но тут проблема в том что на ебре от лампы стопа подсвечивается еще и номер, значит лампа нужна белая и чтобы светила во все стороны. Я своими глазами видел негативный пример установки диодной лампы в стопарь, но решил что достаточно будет поставить нормальную лампу для приемлемого результата. Видимо лампа оказалась недостаточно нормальной. Ставил вот такую:
Результат неудовлетворительный. В режиме габарита еще более-менее сносно, но при нажатии тормоза загорается совсем чуть-чуть ярче. Вдобавок после небольшого пробега внутри лампы что-то отвалилось и теперь она работает только в режиме габарита. Ездить с такой лампой небезопасно. Мотоцикл и так плохо видно на дороге, а тут еще и такой плохой стоп-сигнал. В итоге вернул родную лампу, переводом на диоды займусь позже, тут два варианта - либо брать готовый диодный стопарь на ебр за 1800р, но к нему тоже колхозить подсветку номера, либо делать что-то самодельное. Потенциально на стопаре можно сэкономить еще порядка 17Вт.
Далее идут поворотники. Тут сложность в том что родное реле поворотов ебра способно нормально работать исключительно с родными лампами - 10Вт спереди и 10Вт сзади. Такова его конструкция. С диодами оно просто не будет мигать. Для того чтобы поворотники работали есть три варианта. Первый - тупо подключить параллельно поворотникам резисторы соответствующей мощности. В нашем случае отпадает, т.к. все затевается ради экономии энергии. Второй - найти специальное электронное реле, которое "из коробки" работает со светодиодами. Третий вариант, который я выбрал - покупается ВАЗовское электронное реле 494.3747, немного дорабатывается и устанавливается на моц. Реле состоит из собственно механического реле в корпусе и микросхемы, которая его включает/выключает. Доработка заключается в перерезании на плате дорожки от 7 ноги микросхемы, 7 нога это контроль ламп, если нагрузка мала то микросхема считает что одна из ламп сгорела и вдвое увеличивает частоту мигания ламп.
Фото не мое. Я дорожку не перерезал а просто отпаял и отломил от корпуса микросхемы 7 ногу.
Это реле трехвыводное, родное реле ебра двухвыводное, вывод 39 подключается на массу (минус), остальные два вывода к контактам от ебровского реле. Тут есть один секрет - ебровский штекер для реле нужно разрезать и подключить к реле наоборот, иначе оно не заработает. После установки такого доработанного реле мотоцикл готов к установке диодных ламп в поворотники.
С самими лампами все просто - покупаются лампы с соответствующим цоколем и устанавливаются. Хитрость только в том что в задние поворотники нужно найти лампы короткие и не толстые, иначе они просто не влезут. В передние лезут и большие лампы. И еще момент - поскольку у ебра поворотники с оранжевыми светофильтрами - лучше ставить туда лампы с белыми диодами, это может показаться странным но по факту они светят лучше чем лампы с оранжевыми диодами. Я ставил вот такие лампы в передние поворотники
Светят вроде бы и ярко, но жрут 3Вт (для диодов это очень много, современный трехваттный диод может небольшую комнату освещать вполне сносно) и в результате поворотники видно даже похуже чем со штатными лампами. Еще и стоят 150р за штуку. Я ими не очень доволен. Менять на белые пока не планирую, поскольку думаю менять пластиковую морду на круглофару, а к ней уже можно без особого гемора поставить готовые диодные поворотники.
В задние поворотники поставил вот такие лампы:
Ими я доволен, жрут всего 0,4Вт, поворотники нормально видно даже на ярком солнце, стоят недорого, в поворотник влазят нормально. Что-то подобное я рекомендую ставить и в передние поворотники, только желательно еще с диодами которые светят по бокам. В целом на поворотниках можно сэкономить примерно 19Вт.
Когда приступлю к переделке стопаря тоже напишу о результатах.
Я пошел по самому простому пути и просто ставил вместо ламп накаливания светодиодные лампы с соответствующими цоколями. Не везде такой способ прокатывает. Начать проще всего с подсветки приборов. Просто покупаются светодиодные лампы с цоколями T5 и T10.
Снимается морда, снимается черная крышка приборки, вытаскиваются родные лампы и заменяются на диодные. Никаких сложностей. В зависимости от года выпуска нужно 4 или 5 ламп Т10 и 4 лампы Т5. Они недорогие, можно взять по 5 штук тех и других. Подсветка получается достаточно приятного (на мой взгляд) бирюзового оттенка, а лампы в индикаторах поворотников, нейтрали и дальнего света еще и улучшают их видимость в солнечную погоду. В сумме экономия мощности на приборке порядка 15-17Вт.
Далее идет передний габарит. Тут тоже все просто, покупается лампа Т10 и меняется, единственное - тут я ставил лампу поярче, на 5 диодов, вот такую.
Все же это уже относится к освещению да и в будущем может поставлю тумблер на выключение света, хорошо если габарит более-менее яркий будет. Экономия энергии на габарите 4,5Вт и плюс диодный ярче.
Следующим я решил перевести на диоды стопсигнал, но тут проблема в том что на ебре от лампы стопа подсвечивается еще и номер, значит лампа нужна белая и чтобы светила во все стороны. Я своими глазами видел негативный пример установки диодной лампы в стопарь, но решил что достаточно будет поставить нормальную лампу для приемлемого результата. Видимо лампа оказалась недостаточно нормальной. Ставил вот такую:
Результат неудовлетворительный. В режиме габарита еще более-менее сносно, но при нажатии тормоза загорается совсем чуть-чуть ярче. Вдобавок после небольшого пробега внутри лампы что-то отвалилось и теперь она работает только в режиме габарита. Ездить с такой лампой небезопасно. Мотоцикл и так плохо видно на дороге, а тут еще и такой плохой стоп-сигнал. В итоге вернул родную лампу, переводом на диоды займусь позже, тут два варианта - либо брать готовый диодный стопарь на ебр за 1800р, но к нему тоже колхозить подсветку номера, либо делать что-то самодельное. Потенциально на стопаре можно сэкономить еще порядка 17Вт.
Далее идут поворотники. Тут сложность в том что родное реле поворотов ебра способно нормально работать исключительно с родными лампами - 10Вт спереди и 10Вт сзади. Такова его конструкция. С диодами оно просто не будет мигать. Для того чтобы поворотники работали есть три варианта. Первый - тупо подключить параллельно поворотникам резисторы соответствующей мощности. В нашем случае отпадает, т.к. все затевается ради экономии энергии. Второй - найти специальное электронное реле, которое "из коробки" работает со светодиодами. Третий вариант, который я выбрал - покупается ВАЗовское электронное реле 494.3747, немного дорабатывается и устанавливается на моц. Реле состоит из собственно механического реле в корпусе и микросхемы, которая его включает/выключает. Доработка заключается в перерезании на плате дорожки от 7 ноги микросхемы, 7 нога это контроль ламп, если нагрузка мала то микросхема считает что одна из ламп сгорела и вдвое увеличивает частоту мигания ламп.
Фото не мое. Я дорожку не перерезал а просто отпаял и отломил от корпуса микросхемы 7 ногу.
Это реле трехвыводное, родное реле ебра двухвыводное, вывод 39 подключается на массу (минус), остальные два вывода к контактам от ебровского реле. Тут есть один секрет - ебровский штекер для реле нужно разрезать и подключить к реле наоборот, иначе оно не заработает. После установки такого доработанного реле мотоцикл готов к установке диодных ламп в поворотники.
С самими лампами все просто - покупаются лампы с соответствующим цоколем и устанавливаются. Хитрость только в том что в задние поворотники нужно найти лампы короткие и не толстые, иначе они просто не влезут. В передние лезут и большие лампы. И еще момент - поскольку у ебра поворотники с оранжевыми светофильтрами - лучше ставить туда лампы с белыми диодами, это может показаться странным но по факту они светят лучше чем лампы с оранжевыми диодами. Я ставил вот такие лампы в передние поворотники
Светят вроде бы и ярко, но жрут 3Вт (для диодов это очень много, современный трехваттный диод может небольшую комнату освещать вполне сносно) и в результате поворотники видно даже похуже чем со штатными лампами. Еще и стоят 150р за штуку. Я ими не очень доволен. Менять на белые пока не планирую, поскольку думаю менять пластиковую морду на круглофару, а к ней уже можно без особого гемора поставить готовые диодные поворотники.
В задние поворотники поставил вот такие лампы:
Ими я доволен, жрут всего 0,4Вт, поворотники нормально видно даже на ярком солнце, стоят недорого, в поворотник влазят нормально. Что-то подобное я рекомендую ставить и в передние поворотники, только желательно еще с диодами которые светят по бокам. В целом на поворотниках можно сэкономить примерно 19Вт.
Когда приступлю к переделке стопаря тоже напишу о результатах.