Перевод светотехники ебра на светодиоды - личный опыт Yamaha YBR 125

R

Rodion

Guest
Расскажу о том как я переводил (и еще не закончил) ебра на светодиодное освещение. Для начала о том для чего это надо. Кто не знает, электросистема ебра спроектирована "впритык" - это значит что нет запаса мощности генератора, и если хозяин захочет поставить например ручки с подогревом, нормальную лампу в фару, дополнительную светотехнику или еще что-то - генератор не будет справляться и при подключении всего этого будет разряжаться аккумулятор. Поскольку об увеличении мощности родного генератора либо замене его на другой на ебре я ничего не слышал, то остается только одно - уменьшать потребление энергии родной светотехники.

Я пошел по самому простому пути и просто ставил вместо ламп накаливания светодиодные лампы с соответствующими цоколями. Не везде такой способ прокатывает. Начать проще всего с подсветки приборов. Просто покупаются светодиодные лампы с цоколями T5 и T10.




Снимается морда, снимается черная крышка приборки, вытаскиваются родные лампы и заменяются на диодные. Никаких сложностей. В зависимости от года выпуска нужно 4 или 5 ламп Т10 и 4 лампы Т5. Они недорогие, можно взять по 5 штук тех и других. Подсветка получается достаточно приятного (на мой взгляд) бирюзового оттенка, а лампы в индикаторах поворотников, нейтрали и дальнего света еще и улучшают их видимость в солнечную погоду. В сумме экономия мощности на приборке порядка 15-17Вт.

Далее идет передний габарит. Тут тоже все просто, покупается лампа Т10 и меняется, единственное - тут я ставил лампу поярче, на 5 диодов, вот такую.

Все же это уже относится к освещению да и в будущем может поставлю тумблер на выключение света, хорошо если габарит более-менее яркий будет. Экономия энергии на габарите 4,5Вт и плюс диодный ярче.

Следующим я решил перевести на диоды стопсигнал, но тут проблема в том что на ебре от лампы стопа подсвечивается еще и номер, значит лампа нужна белая и чтобы светила во все стороны. Я своими глазами видел негативный пример установки диодной лампы в стопарь, но решил что достаточно будет поставить нормальную лампу для приемлемого результата. Видимо лампа оказалась недостаточно нормальной. Ставил вот такую:

Результат неудовлетворительный. В режиме габарита еще более-менее сносно, но при нажатии тормоза загорается совсем чуть-чуть ярче. Вдобавок после небольшого пробега внутри лампы что-то отвалилось и теперь она работает только в режиме габарита. Ездить с такой лампой небезопасно. Мотоцикл и так плохо видно на дороге, а тут еще и такой плохой стоп-сигнал. В итоге вернул родную лампу, переводом на диоды займусь позже, тут два варианта - либо брать готовый диодный стопарь на ебр за 1800р, но к нему тоже колхозить подсветку номера, либо делать что-то самодельное. Потенциально на стопаре можно сэкономить еще порядка 17Вт.

Далее идут поворотники. Тут сложность в том что родное реле поворотов ебра способно нормально работать исключительно с родными лампами - 10Вт спереди и 10Вт сзади. Такова его конструкция. С диодами оно просто не будет мигать. Для того чтобы поворотники работали есть три варианта. Первый - тупо подключить параллельно поворотникам резисторы соответствующей мощности. В нашем случае отпадает, т.к. все затевается ради экономии энергии. Второй - найти специальное электронное реле, которое "из коробки" работает со светодиодами. Третий вариант, который я выбрал - покупается ВАЗовское электронное реле 494.3747, немного дорабатывается и устанавливается на моц. Реле состоит из собственно механического реле в корпусе и микросхемы, которая его включает/выключает. Доработка заключается в перерезании на плате дорожки от 7 ноги микросхемы, 7 нога это контроль ламп, если нагрузка мала то микросхема считает что одна из ламп сгорела и вдвое увеличивает частоту мигания ламп.

Фото не мое. Я дорожку не перерезал а просто отпаял и отломил от корпуса микросхемы 7 ногу.

Это реле трехвыводное, родное реле ебра двухвыводное, вывод 39 подключается на массу (минус), остальные два вывода к контактам от ебровского реле. Тут есть один секрет - ебровский штекер для реле нужно разрезать и подключить к реле наоборот, иначе оно не заработает. После установки такого доработанного реле мотоцикл готов к установке диодных ламп в поворотники.

С самими лампами все просто - покупаются лампы с соответствующим цоколем и устанавливаются. Хитрость только в том что в задние поворотники нужно найти лампы короткие и не толстые, иначе они просто не влезут. В передние лезут и большие лампы. И еще момент - поскольку у ебра поворотники с оранжевыми светофильтрами - лучше ставить туда лампы с белыми диодами, это может показаться странным но по факту они светят лучше чем лампы с оранжевыми диодами. Я ставил вот такие лампы в передние поворотники

Светят вроде бы и ярко, но жрут 3Вт (для диодов это очень много, современный трехваттный диод может небольшую комнату освещать вполне сносно) и в результате поворотники видно даже похуже чем со штатными лампами. Еще и стоят 150р за штуку. Я ими не очень доволен. Менять на белые пока не планирую, поскольку думаю менять пластиковую морду на круглофару, а к ней уже можно без особого гемора поставить готовые диодные поворотники.

В задние поворотники поставил вот такие лампы:

Ими я доволен, жрут всего 0,4Вт, поворотники нормально видно даже на ярком солнце, стоят недорого, в поворотник влазят нормально. Что-то подобное я рекомендую ставить и в передние поворотники, только желательно еще с диодами которые светят по бокам. В целом на поворотниках можно сэкономить примерно 19Вт.

Когда приступлю к переделке стопаря тоже напишу о результатах.
 

Nandor

Байкер
Регистрация
11 Апр 2019
Сообщения
321
Имя
Денис
Мото
BMW R1200GS 2008, Suzuki Djebel 250 2001
Не обязательно было создавать новую тему, можно было отписаться в существующую, соответствующих тем много.

Кстати, маленькая фишка: при покупке диодов T5 для подсветки индикаторов поворотников, нейтрали и дальнего света в приборке, лучше выбирать более "тусклые". Те, что удалось найти мне, всё равно слепят ночью - подсвечивают визор снизу.
 
V

VitoCastello

Guest
собрал всю информацию в одну ветку, что хорошо.
добавлю, что диоды лучше заказывать с ибэя, выбор больше, лучше и дешевле, те же Т5 там 60 р за 5 шт, стоп у меня от туда же, но результат такой же, ездить опасно. Хороших светодиодных ламп в стоп пока не видел.

можно добавить, что есть уже готовые реле для светодиодных поворотников.
где? ищите сами, дабы не было рекламы:)
 

evil_laugh

Тру байкер
Регистрация
13 Фев 2012
Сообщения
5,176
Адрес
Мос. обл. д. Коняшино
Имя
Артём Иванов
Мото
YBR125, ER-5, XJR1300, FZS1000
VitoCastello написал(а):
можно добавить, что есть уже готовые реле для светодиодных поворотников. где? ищите сами, дабы не было рекламы
Да в любом тазотюнинговом магазине. Рублей по 100-150.

Светодиодный стоп придётся паять самому. Вынимать штатный отражатель, по нему снимать размеры платы и паять. Вопрос - какие диоды применить. Линзованные ультраяркие могут дать крайне узкий угол обзора, безлинзовые неизвестно какую яркость будут иметь.

Вот пример реализации с\д стопа+габарита на XJR400, автор - мой хороший товарищ.

Что-то подобное обязательно сваяю, как будет время.
 
R

Rodion

Guest
В этой теме я хотел собрать все в кучу, да еще по возможности с фотографиями, в существующую тему это писать не вариант, затеряется.

Зачем в стопарь ставить эти мелкие диоды с линзочками? Есть же мощные диоды по 1 или 3Вт. Выглядят они вот так:

Это мощный SMD диод напаянный на "звезду" - специальную металлическую (MCPCB) печатную плату. К ней паяются провода, и рассчитываются два резистора - на работу в режиме габарита и в режиме стопаря. Стабилизаторы тут особо и не нужны. Единственное что крепить эти диоды надо на металлическую пластину или хотя бы полоску, они нехило греются при работе на высоком токе.

Таких диодов надо меньше чем мелких, и они будут заметно ярче на том же токе за счет более высокой эффективности. Можно было бы легко вообще одним диодом обойтись, но лучше штуки 4 поставить, чтобы на резисторе (ну или стабилизаторе) сжигать меньше напряжения, в целях экономии.

В идеале на таких мощных диодах можно было бы собрать и поворотники и передний габарит, но мороки много. Если заморочиться с подбором оптики можно и фару сделать на них, но мороки еще в 100 раз больше да и ТО не пройти наверное.
 
D

d19codec

Guest
Rodion написал(а):
чтобы на резисторе (ну или стабилизаторе) сжигать меньше напряжения, в целях экономии.
а также чтобы получить более высокую яркость при одинаковом нагреве и одинаковой мощности.
ну или если прочитать с другой стороны: при той же яркости получить меньший нагрев и меньше потребляемой энергии.

Т.к. в основном делается для уменьшения потребления энергии - то:
в поворотники не обязательно, не часто работают, а если и работают, то вообще половину времени (моргают).
В стопарь - можно поставить, но лучше с высокой надежностью сделать.
В габарит лучше поставить вообще самый слабый, т.к. все равно по правилам ближний горит.
Вместо ближнего сделать можно ДХО, если хочется повозиться, из 3-х (опять же понятно почему 3 шт) каких нибудь, например, XM-L на трети яркости.

Завтра с почты заказанные драйверы буду забирать, буду тестировать 3*XM-L на разных токах. И стеклышко защитное почти полирнул. А то на фото и боковые крышки не прикручены, и стело защитное не установлено. Всё сохло. Всё уже есть, фотки старые.
Размеры всего лишь 75*65*35мм. Фото обманчивы. На самом деле всё мелкое.
 
G

GRINGO

Guest
Вообще не понимаю эту делему/images/smilies/redface.gif
Замена подсветки приборки и переднего габарита на светодиоды даёт нам экономии ~10Ват. Мне этого хватило что бы поставить лампу 55/60Ват и ещё ночью включать подогрев ручек., есть конечно одно но, на ночь для экономии отключаю передний габарит и подсветку приборки, не хватает буквально несчастных пяти ват что-б не париться вообще. Подогрев карба отключил на совсем, минус 20Ват, (больше он не включится прохладной ночью и не посадит акум:), Безполезная вещь).
Считать экономию у кратковременных потребителей: поворотников, стоп сигнала... Зачем?
Ещё есть мудрецы которые говорят "ты не забывай что у тебя есть ещё звуковой сигнал который кушает немало" Васёк блин!, он можмо сказать вообще не включается никогда:D.
Не проще заморочиться только с габаритом а на стоп оставить нитку накаливания?
 
D

d19codec

Guest
Не всегда главный критерий - уменьшить потребляемую мощность.
Иногда и просто банально не хватает яркости.
Например, у меня на велосипеде фара светодиодная ярче, чем на ебре стоковая 35 ваттная лампа.
А фарка из трех-четырех XM-L на штатном токе переплюнет даже две лампы 55/60W, а мощности при этом будет потреблять всего лишь как штатная лампа 35/35W.
Да и у некоторых просто хобби, делать светодиодную подсветку. У меня почти вся квартира на светодиодах.
 
G

GRINGO

Guest
Ну тема то поднята об экономии?

Яркости много а света нет:)
 

evil_laugh

Тру байкер
Регистрация
13 Фев 2012
Сообщения
5,176
Адрес
Мос. обл. д. Коняшино
Имя
Артём Иванов
Мото
YBR125, ER-5, XJR1300, FZS1000
d19codec написал(а):
А фарка из трех-четырех XM-L на штатном токе переплюнет даже две лампы 55/60W, а мощности при этом будет потреблять всего лишь как штатная лампа 35/35W.
Ага, только эти диоды ещё надо будет сфокусировать как надо. Иначе ни ты ничего видеть не будешь, ни те, кому ты в глаз светить этими диодами будешь. Сомневаюсь, что у тебя есть возможность рассчитать и установить релектор под диоды.
 

Макарыч

Байкер
Регистрация
11 Апр 2019
Сообщения
434
где в питере купить лампы светодиодные с высокой надёжностью, а то те что ставил в прошлом году уже померли (фактически ресурс меньше чем у фирменных ламп накаливания), а в теории наоборот - светодиоды должны быть почти вечные (хорошо что я их просто в цоколь поставил и не стал запаивать)
 
V

Violent

Guest
http://ledov.tiu.ru/contacts брал у них-прошел 4000км-косяков не обнаружено:) Там дядечка адекватный-можно поговорить-подскажет если что) Не реклама но у него и ценник невысокий.
 
D

d19codec

Guest
evil_laugh написал(а):
Сомневаюсь, что у тебя есть возможность рассчитать и установить релектор под диоды.
Не вижу проблем. Сомневаюсь, что вы разбираетесь в вопросах фокусировки, т.к. на фото видно, что половина дела по правильному световому пучку сделана.
Вот еще, ранее выкладывал
http://ybrclub.com/attachment.php?at...4&d=1353601948
http://ybrclub.com/attachment.php?at...5&d=1353601956
Для дальнего и ДХО это уже можно использовать смело.
Осталось доработать ближний. Хочу поставить банальную шторку/козырёк. Лучше конечно для ближнего и дальнего использовать разные светодиоды, так будет намного проще; одни строго под дальний, другие под ближний.
Макарыч написал(а):
где в питере купить лампы светодиодные с высокой надёжностью, а то те что ставил в прошлом году уже померли (фактически ресурс меньше чем у фирменных ламп накаливания), а в теории наоборот - светодиоды должны быть почти вечные (хорошо что я их просто в цоколь поставил и не стал запаивать)
Готовые в России просто так не найти хорошие. Либо делать самому, либо на заказ, либо использовать обычный китай.
Violent написал(а):
http://ledov.tiu.ru/contacts брал у них-прошел 4000км-косяков не обнаружено Там дядечка адекватный-можно поговорить-подскажет если что) Не реклама но у него и ценник невысокий.
Например, по ссылке тут обычный китай. Китай тоже хорош. Просто есть крайне неудачные модели, которые быстро выходят из строя, вот их и надо знать, чтобы не покупать.
Например, самые быстровыходящие из строя, вот такие и подобные модели http://ledov.tiu.ru/p7226166-avtolam...dnaya-w5w.html
Банально крайне не хватает теплоотвода, быстро плавится линза и светодиод. Буквально за пару дней.
Такие - живут обычно дольше всех http://ledov.tiu.ru/p1306872-svetodi...lampa-w5w.html
Всё что ниже и им подобные - вообще не светят почти, т.к. слабые и "не туда светят" или даже в придачу еще и быстро сгорают, при дохлом свете
http://ledov.tiu.ru/p3258646-svetodi...ampa-1led.html
http://ledov.tiu.ru/p1307423-svetodi...lampa-w5w.html
http://ledov.tiu.ru/p1510605-svetodiod-dlya-avto.html
 
R

Rodion

Guest
Несколько дней не был в гараже, у нас тут дожди блин, дал слабину и ездил на метро /images/smilies/redface.gif Завтра (уже сегодня) пойду в гараж обмеряю стопарь, думаю откуда-нибудь с ебея притащить штук пять красных Cree на звездах, закрепить на металлическую пластину, а вместо резисторов заюзать примитивные стабилизаторы тока вроде LM317, надежнее будет, а снизу эту пластину загнуть и туда залепить белый диод и его тоже запитать через стаб от габаритов. Неясно пока с мощностью, думаю в районе 0,2Вт в режиме габарита и 2Вт в режиме стопаря. В исполнении современных диодов думаю будет ярко. На подсветку номера вообще 0,1Вт думаю должно хватить.

d19codec, привет Фонаревке :) Переводить головной свет на диоды это уже очень большая работа, а в итоге сомнительный результат, да и ТО вероятно с этим всем не пройдешь. Так что пока HID рулит. А мелкие лампы что в конце твоего поста в подсветку приборки самое оно.
 
D

d19codec

Guest
Rodion написал(а):
d19codec, привет Фонаревке Переводить головной свет на диоды это уже очень большая работа, а в итоге сомнительный результат, да и ТО вероятно с этим всем не пройдешь. Так что пока HID рулит.
Заменить головной у меня и мысли не было. Только как дополнение, т.е. добавить к стоковому. Благо экономия при замене того же самого стопака, габарита и в приборке - позволит это сделать без повышения потребления. Эти самые сэкономленные 30 ватт и направить на доп фарку.
 

evil_laugh

Тру байкер
Регистрация
13 Фев 2012
Сообщения
5,176
Адрес
Мос. обл. д. Коняшино
Имя
Артём Иванов
Мото
YBR125, ER-5, XJR1300, FZS1000
d19codec написал(а):
Не вижу проблем. Сомневаюсь, что вы разбираетесь в вопросах фокусировки, т.к. на фото видно, что половина дела по правильному световому пучку сделана.
Проблема нормальной фокусировки, светоотдачи и отвода тепла от мощных светодиодов толком не решена ведущими автоинженерами мира, иначе бы давно светодиодные дальние / ближние светы на авто ставили. А тут, значит, один умный дядя поставил шторку и всё зашибись стало - светит как прожектор и при этом стандартам безопасности удовлетворяет. Так? :)

Половина дела сделана, осталось сделать ещё половину. /images/smilies/wink.gif причём сделать так, чтобы свечу зажигания от встречных жигулей в шлем не получить.

зы: умиляют люди, которые считают, что замена стопака даст аж 25 Вт экономии. Ничего, что стоп работает от силы процентов 50 от всей наработки мотоцикла? :)

Ещё можно звуковой сигнал заменить, 3 А 12 В - аж 36 Вт экономии!
 
R

Rodion

Guest
зы: умиляют люди, которые считают, что замена стопака даст аж 25 Вт экономии. Ничего, что стоп работает от силы процентов 50 от всей наработки мотоцикла? Ну а что, лучше если холодной ночью он будет 50 (ну пусть даже 20) процентов времени жрать аккум?

А звуковой сигнал я бы наоборот помощнее поставил, он то уж точно совсем мало времени работает а его громкость жизненно важна.
 
Сверху