Газы использовались в конструкциях фар еще в далеком-далеком прошлом. Однако по принципам работы ацетиленовые фонари недалеко уходили от конфорок газовых плит. Лишь затем появились вакуумные лампы, источником света в которых служила раскаленная током тончайшая металлическая нить. Затем колбы ламп накаливания стали заполнять инертными газами, это позволило получать куда большую температуру, а значит, и яркость. Общеизвестные «галогенки» - ни что иное, как газонаполненные лампы накаливания. В составе смеси газов этих ламп, кроме инертных газов, содержатся галогены. Галогены способствуют осаждению металлов на нить накаливания - таким образом постоянно испаряющийся вольфрам восполняется. Из-за высокой температуры колбу пришлось делать кварцевой. Если бы не высокие пусковые токи и тряска, галогенка могла бы работать чрезвычайно долго.
Слов нет, хорош галогеновый свет. Однако прогресс не стоит на месте. Современные технологии позволили автоматизировать процесс пуска электрической дуги. Причем пуска быстрого, не растянутого на бесконечно долгие минуты. Благодаря этому инженерам удалось установить на автомобили газоразрядные лампы, которые ранее использовались лишь в «юпитерах» киношников да для освещения улиц. В состав смеси газов автомобильных ламп введен ксенон, 54-ый элемент в таблице Менделеева. Потому они и получили название «ксеноновых». Первые лампы стали «проблескивать» на «шестисотых» и Rolls-Royce, а сегодня ксенон стал объектом внимания и в двухколесном мире. Итак, откуда же берется этот таинственный белый свет, и нужен ли он мотоциклисту?
У ксеноновой лампы нет нити накаливания. Вместо нее в колбе - два электрода. Электрическая дуга между ними разогрета до температуры около 4000 градусов по Кельвину (или 4000 К). Смесь газов от такой температуры начинает светиться. В результате получается сильнейший источник света размерами с булавочную головку. Для поддержания дуги необходимо напряжение 80 Вольт, а вот для того, чтобы запустить ее - ни много, ни мало - 25000 Вольт. Поэтому, как видите, просто заменить «галогенку» ксеноновой лампой не получится: работать она не будет. Здесь нужен электронный блок управления, что, пожалуй, и есть главный минус ксенонового света. Зато дальше идут одни плюсы.
Во-первых, белый цвет. У любого источника света есть такой параметр как цветовая температура. Чем ближе она к солнечному (около 6000 К), тем лучше воспринимается глазом. Различными присадками к газам инженеры окрашивают дугу, меняя тем самым ее цветовую температуру. Сегодня в продаже есть ксеноновые лампы от 4500 К до 7000 К. Поэтому светят они ослепительно-белым, порой кажется, голубоватым оттенком, а обычные галогенки - желтым. Наши глаза самой природой приспособлены к солнечному спектру, и потому свет ксеноновых фар гораздо комфортнее. Зрение меньше напрягается, а значит, и меньше усталость.
Во-вторых, световой поток ксеноновой лампы в два раза больше, чем галогенной. Попросту говоря, она вдвое ярче. А это значит, что на самом краю освещенного поля, где свет галогенки сходит на нет, ксенон безукоризненно ярок. Стало быть, водитель видит объекты, которые при обычном свете скрывались в тени.
В-третьих, потребляемая мощность ксеноновой лампы всего 30 Ватт - ощутимо меньше, чем у галогенки.
В-четвертых, яркость свечения ксенона не зависит от напряжения на борту - электронный блок поддерживает напряжение дуги постоянным.
Наконец, срок службы лампы сравним со временем жизни автомобиля, и тем более - мотоцикла.
Оправдывает ли себя ксенон на мотоцикле? Безусловно. У мотоцикла слишком маленькая лобовая площадь. В какой бы цвет вы его не покрасили, сколько бы наклеек на него не наклеили, какой бы комбинезон и шлем не надели, в зеркале заднего вида автомобиля будет видно лишь переднее колесо, фара и совсем немного пластика обтекателя. Прибавьте к этому еще динамические и скоростные возможности современных спортбайков, и вы поймете насколько мало шансов у автомобилистов вас разглядеть. Если на освещение дороги фара мотоцикла работает только в темное время, то на вашу заметность (читай безопасность) - круглые сутки. А на безопасности мотоциклистам экономить явно не стоит. В конце концов, те $200, которые стоит ксенон, деньги существенно меньшие, нежели выкладываются порой на аксессуары. Тот же карбоновый щиток заднего колеса для Ducati 748 стоит не меньше.
Есть и еще один, чисто российский, фактор. Хочешь - не хочешь, но многие владельцы «совкомобилей» целенаправленно затрудняют мотоциклу движение в пробке между рядами. Другое дело S-klasse: тут и четыре колеса, и размеры, и госномер не простой, и ксенон! С уверенностью заявляю, что ксеноновый свет действует безотказно, особенно, если фару настроить на уровень зеркал автомобилей. Варварство, конечно, но из двух зол лучше выбирать меньшее.
Поставить ксенон сегодня можно практически на любую мототехнику. Единственное, что следует учесть - тип цоколя ламп. Продавцы предлагают лампочки с различными цоколями, а также разнообразные переходники. Блок управления без проблем подключается к бортовой сети. Сложно ли поставить ксенон самому? Не сложно, если есть маломальский опыт общения с электричеством.
Один мой приятель разорился на ксенон для своего Gilera Runner 180. Установил сам, за три часа. Производитель словно специально выделил место под блок управления под пластиком передней облицовки. Учитывая сезонную скидку, полный комплект обошелся всего в $165. Сезон эксплуатации облагороженного ксеноном «Раннера» расставил точки над i.
Слово владельца
«Однажды мне позвонил друг и сказал, что он решил установить ксенон на джип. Первая мысль, посетившая меня, - ему что, деньги девать некуда? Ну ладно, ксенон так ксенон. В общем, вечерком поехали мы в одну из московских контор, где ставят это чудо. Через пару часов машина была готова. Вот здорово, заодно и испытаем в темноте! Я был настроен скептически, но результат меня поразил. Звучит банально, но машины действительно расступались! Вся прелесть ощущается за городом, на неосвещенной дороге. Просто море света! Океан!
Недолго думая, я решил установить и себе на скутер ксенон. Изучив рынок и посоветовавшись со знающими людьми, выбрал питерский комплект от «Союз-96». Их блок лучше защищен от грязи - даже в воде работает. Кроме того, у него высокое напряжение разбито пополам - по 12,5 киловольт на каждом кабеле. А это значит, многократно меньше вероятность пробоя. Ну и, наконец, он дешевле. Теперь, с ксеноном, меня невозможно не заметить. В потоке машины сторонятся, да и в пробках пробираться стало проще.
Вечерами ездить - одно удовольствие. Видно каждую трещинку на асфальте, можно ехать с такой же скоростью, как и днем. Хотя на дороге встречаются недовольные. Некоторые считают, что я еду с дальним, возмущаются, мигают. Но их совсем немного. Чайники…
Скорее всего, у меня первый «ксеноновый» скутер в России. Не исключено, что пока и единственный в мире. Попробуйте - не пожалеете. Ксенон больше всего нужен как раз на мотоцикле».