J
Jara
Guest
Привет! Давно уже собиралась выложить здесь эту инфу.
Иногда знание не очень сложных вещей может спасти жизнь человека или уберечь от последующей инвалидности.
Здесь статья московского доктора - мотоциклиста с парой корректив.
Оказание первой помощи при ДТП, связанных с участием мотоциклиста
Далеко не каждый человек, увидев пострадавшего в ДТП, осмелится подойти
к нему и оказать первую помощь. Даже сотрудники ГИБДД, изучившие курс
неотложной помощи, не только стараются сами избежать оказания помощи
пострадавшему, но и зачастую стремятся не допустить к нему окружающих,
опасаясь, что те своими действиями только ухудшат его состояние. А ведь
от того, насколько быстро и правильно оказана первая помощь, зависит
жизнь человека. Выживет ли он, не останется ли инвалидом на всю жизнь?
Вот вопросы, ответ на которые часто зависит от того, что происходит в
первые минуты после получения травмы, от первых действий участников и
свидетелей ДТП.
Цель этой статьи — не просто напомнить читателям основные положения
курса первой доврачебной помощи, но описать их в адаптированном к
мототравме виде. Быть может, когда-нибудь эти строки в нужный момент
всплывут в вашей памяти и направят ваши действия в нужное русло. Вы
можете возразить: «Какая помощь, у меня даже аптечки с собой нет!»
Действительно, аптечка не входит в обязательный набор мотоциклиста, но
она есть в каждой автомашине; да и имея в кармане хотя бы один бинт или
перевязочный пакет и правильно используя подручные средства, Вы сможете
сделать очень много.
Итак, на ваших глазах произошло ДТП, в котором пострадал мотоциклист.
Что делать?
1. Успокойтесь и возьмите себя в руки! От того, насколько трезвыми и
продуманными будут ваши действия, во многом зависит исход событий.
2. Заметьте время происшествия.
3. Вызовите помощь! Хорошо, если у вас, либо у кого-то из окружающих
есть мобильный телефон, или рядом находится телефон-автомат. Спокойно и
точно сообщите диспетчеру службы экстренной помощи о виде ДТП,
количестве пострадавших, предполагаемых повреждениях (в том случае, если
вы их можете оценить с первого взгляда). Очень важно максимально точно
указать адрес места аварии. Что делать, если вы находитесь вне
населенного пункта? В этом случае информацию об аварии на ближайший пост
ГИБДД просят передать водителей попутного или встречного транспорта. Не
забывайте и о водителях-дальнобойщиках, ведь практически в каждой фуре
сейчас есть СВ-радиостанция.
4. Огородите и обозначьте место происшествия. Габаритные огни Вашего
мотоцикла не очень заметны, так что разверните его фарой против
движения, но только направьте ее свет на обочину, чтобы не слепить
встречный транспорт. Если есть возможность, установите позади места
аварии машину с включенной аварийкой. По обочинам дорог бывают
разбросаны старые покрышки, подожгите одну такую, облив бензином — она
будет гореть долго и ярко. Но помните, что при горении образуется очень
много густого черного дыма, и если ветер дует с обочины на дорогу,
получится не яркий свет, а отличная дымовая завеса.
5. Осмотрите пострадавшего. Это самый важный этап оказания помощи.
Основная задача — определить, какие повреждения являются наиболее
угрожающими для жизни и здоровья пострадавшего. На них в первую очередь
и должна быть направлена Ваша помощь.
Вот эти повреждения и их признаки:
1. Нарушение сердечной деятельности (остановка сердца или резкое
замедление сердечного ритма).
2. Остановка дыхания (вследствие закупорки дыхательных путей инородными
телами, кровью, слизью, рвотными массами).
3. Массивные кровотечения (особенно опасны артериальные кровотечения,
когда кровь из раны бьет пульсирующей струей. Но и повреждение крупной
вены может за несколько минут привести к смерти пострадавшего).
4. Переломы конечностей со значительным смещением — наиболее частая
причина развития болевого шока (я не хочу глубоко вдаваться в
патологическую физиологию развития шока, отмечу лишь, что он имеет
несколько стадий. В первые минуты пострадавший может не замечать или не
обращать внимания на тяжелейшие повреждения, не чувствовать боли и т.
д., но спустя короткий промежуток времени он станет вялым, адинамичным,
бледным, постепенно ослабнет пульс…). Удерживайте пострадавшего от
активных передвижений, пока не убедитесь, что у него нет серьезных
повреждений, а еще лучше — до осмотра врачом. Определите, в сознании
пострадавший или нет. Если сознание сохранено, можно с уверенностью
сказать, что в ближайшее время не предвидится серьезных проблем с
сердечной деятельностью и органами дыхания. Если сознания нет, проверьте
пульс и дыхание — не пытайтесь искать пульс на запястье. Вероятность
того, что вы его там нащупаете, невелика. Проверять пульс у
пострадавшего следует только на сонной артерии. Место, где следует ее
искать, находится внутри угла, образованного
грудино-ключично-сосцевидной мышцей и трахеей (. Не поленитесь прямо
сейчас оторвите правую руку от клаиватуры, приложите указательный и
средний пальцы к указанной точке на своей шее…(слева и справа от
"адамова яблока" ) нет-нет, сильно давить не надо, просто слегка
прижмите подушечки пальцев в направлении спереди назад. Получилось? Вот
видите — это просто!
6. Уложите пострадавшего. После ДТП человек может находиться в любом
положении: лежать на дороге, на обочине, в кювете, находиться под
машиной, мотоциклом. Не бросайтесь сразу же вытаскивать его любыми
возможными средствами, успокойтесь, оцените ситуацию, продумайте
последовательность дальнейших действий. Четко объясните окружающим
необходимую последовательность действий и функции каждого. Ваша конечная
цель — уложить пострадавшего на спину на ровной поверхности в стороне от
проезжей части. Помните, что, изменяя положение поврежденных частей
тела, вы можете усилить болевой шок. Особенно осторожно следует
действовать при малейшем подозрении на повреждение позвоночника. Но, тем
не менее, переложить пострадавшего нужно — как это сделать?
(перекладывать при подозрении на травму позвоночника стоит только при
непосредственной угрозе жизни - даже перемещая по всем правилам - не
избежать смещений)
Вот основные принципы, которые следует соблюдать при изменении положения
тела пострадавшего: а. Все движения должны быть плавными, б.
Поворачивать, перемещать пострадавшего нужно как минимум втроем (в самом
крайнем случае вдвоем). Первый человек отвечает только за голову, второй
за плечи и верхнюю часть туловища, третий за область таза и ноги.
Неплохо, если есть и четвертый человек, который держит только ноги.
Запомните! Чтобы свести к минимуму вероятность дополнительной травмы,
при перемещении пострадавшего следует слегка растягивать в длину и ни в
коем случае не давать изгибаться шее и пояснице.
7. Снимите одежду с пострадавшего. Пожалуй, самой непростой задачей
является снятие шлема (например, интеграла), особенно если человек без
сознания, и есть подозрение на повреждение шейного отдела позвоночника.
Многие скажут: «Лучше пускай врачи приедут и сами снимут». Но вот беда,
врачи не умеют снимать мотоциклетный шлем. Ну не учат их этому.
(Но, всё таки, если нет остановки дыхания и сердца - лучше оставить до
приезда скорой помощи. Если лежит без сознания на спине - язык западает
назад и перекрывает дыхательные пути - для обеспечения проходимости
возьмитесь пальцами обеих рук за углы челюсти и выдвините её вперёд и
так держите пока пострадавший не придёт в себя)
Кто как не мы, мотоциклисты, лучше других должны знать и уметь это
делать и при необходимости объяснить и показать это тем же врачам (для
этого стоит потренироваться - с первого раза идеально не получается даже
у врачей). Итак — снимаем шлем с пострадавшего, находящегося без
сознания. Делать это надо вдвоем. Первый человек осуществляет фиксацию
шеи и головы, второй снимает шлем. Для фиксации головы одна рука плотно
обхватывает шею пострадавшего сзади так, чтобы большим и указательным
пальцами зафиксировать затылок, другой рукой необходимо зафиксировать
шею спереди, удерживая большим и указательным пальцами нижнюю челюсть.
Расстегните или разрежьте ремень и, сильно растягивая лямки в стороны,
снимайте шлем в направлении от подбородка к темени, одновременно
приподнимая голову и плечи пострадавшего. Помните, что нельзя тянуть
шлем вверх, движение должно быть именно дугообразным.
Несколько слов о снятии одежды. Не стремитесь, особенно если на улице
холодно, раздевать пострадавшего. В этом нет никакой необходимости,
более того, охлаждение тела может еще в большей степени усугубить
тяжесть состояния. При необходимости доступа к поврежденному участку
тела одежду лучше РАЗРЕЗАТЬ. Если все же возникла необходимость раздеть
человека, запомните основной принцип: сначала нужно снимать одежду с
неповрежденной конечности, затем с туловища и лишь в последнюю очередь с
поврежденной. Черепаха и другие средства не только защищают тело
мотоциклиста при возможном падении, но и в случае получения травмы могут
выполнять функцию шин, иммобилизируя поврежденные части тела. При ожогах
фрагменты одежды часто прилипают, а синтетической и припекаются к
поврежденной коже. Их ни в коем случае нельзя отрывать. Обрежьте одежду
вокруг участка ожога и укройте пораженную область стерильной или чистой
повязкой.
Иногда знание не очень сложных вещей может спасти жизнь человека или уберечь от последующей инвалидности.
Здесь статья московского доктора - мотоциклиста с парой корректив.
Оказание первой помощи при ДТП, связанных с участием мотоциклиста
Далеко не каждый человек, увидев пострадавшего в ДТП, осмелится подойти
к нему и оказать первую помощь. Даже сотрудники ГИБДД, изучившие курс
неотложной помощи, не только стараются сами избежать оказания помощи
пострадавшему, но и зачастую стремятся не допустить к нему окружающих,
опасаясь, что те своими действиями только ухудшат его состояние. А ведь
от того, насколько быстро и правильно оказана первая помощь, зависит
жизнь человека. Выживет ли он, не останется ли инвалидом на всю жизнь?
Вот вопросы, ответ на которые часто зависит от того, что происходит в
первые минуты после получения травмы, от первых действий участников и
свидетелей ДТП.
Цель этой статьи — не просто напомнить читателям основные положения
курса первой доврачебной помощи, но описать их в адаптированном к
мототравме виде. Быть может, когда-нибудь эти строки в нужный момент
всплывут в вашей памяти и направят ваши действия в нужное русло. Вы
можете возразить: «Какая помощь, у меня даже аптечки с собой нет!»
Действительно, аптечка не входит в обязательный набор мотоциклиста, но
она есть в каждой автомашине; да и имея в кармане хотя бы один бинт или
перевязочный пакет и правильно используя подручные средства, Вы сможете
сделать очень много.
Итак, на ваших глазах произошло ДТП, в котором пострадал мотоциклист.
Что делать?
1. Успокойтесь и возьмите себя в руки! От того, насколько трезвыми и
продуманными будут ваши действия, во многом зависит исход событий.
2. Заметьте время происшествия.
3. Вызовите помощь! Хорошо, если у вас, либо у кого-то из окружающих
есть мобильный телефон, или рядом находится телефон-автомат. Спокойно и
точно сообщите диспетчеру службы экстренной помощи о виде ДТП,
количестве пострадавших, предполагаемых повреждениях (в том случае, если
вы их можете оценить с первого взгляда). Очень важно максимально точно
указать адрес места аварии. Что делать, если вы находитесь вне
населенного пункта? В этом случае информацию об аварии на ближайший пост
ГИБДД просят передать водителей попутного или встречного транспорта. Не
забывайте и о водителях-дальнобойщиках, ведь практически в каждой фуре
сейчас есть СВ-радиостанция.
4. Огородите и обозначьте место происшествия. Габаритные огни Вашего
мотоцикла не очень заметны, так что разверните его фарой против
движения, но только направьте ее свет на обочину, чтобы не слепить
встречный транспорт. Если есть возможность, установите позади места
аварии машину с включенной аварийкой. По обочинам дорог бывают
разбросаны старые покрышки, подожгите одну такую, облив бензином — она
будет гореть долго и ярко. Но помните, что при горении образуется очень
много густого черного дыма, и если ветер дует с обочины на дорогу,
получится не яркий свет, а отличная дымовая завеса.
5. Осмотрите пострадавшего. Это самый важный этап оказания помощи.
Основная задача — определить, какие повреждения являются наиболее
угрожающими для жизни и здоровья пострадавшего. На них в первую очередь
и должна быть направлена Ваша помощь.
Вот эти повреждения и их признаки:
1. Нарушение сердечной деятельности (остановка сердца или резкое
замедление сердечного ритма).
2. Остановка дыхания (вследствие закупорки дыхательных путей инородными
телами, кровью, слизью, рвотными массами).
3. Массивные кровотечения (особенно опасны артериальные кровотечения,
когда кровь из раны бьет пульсирующей струей. Но и повреждение крупной
вены может за несколько минут привести к смерти пострадавшего).
4. Переломы конечностей со значительным смещением — наиболее частая
причина развития болевого шока (я не хочу глубоко вдаваться в
патологическую физиологию развития шока, отмечу лишь, что он имеет
несколько стадий. В первые минуты пострадавший может не замечать или не
обращать внимания на тяжелейшие повреждения, не чувствовать боли и т.
д., но спустя короткий промежуток времени он станет вялым, адинамичным,
бледным, постепенно ослабнет пульс…). Удерживайте пострадавшего от
активных передвижений, пока не убедитесь, что у него нет серьезных
повреждений, а еще лучше — до осмотра врачом. Определите, в сознании
пострадавший или нет. Если сознание сохранено, можно с уверенностью
сказать, что в ближайшее время не предвидится серьезных проблем с
сердечной деятельностью и органами дыхания. Если сознания нет, проверьте
пульс и дыхание — не пытайтесь искать пульс на запястье. Вероятность
того, что вы его там нащупаете, невелика. Проверять пульс у
пострадавшего следует только на сонной артерии. Место, где следует ее
искать, находится внутри угла, образованного
грудино-ключично-сосцевидной мышцей и трахеей (. Не поленитесь прямо
сейчас оторвите правую руку от клаиватуры, приложите указательный и
средний пальцы к указанной точке на своей шее…(слева и справа от
"адамова яблока" ) нет-нет, сильно давить не надо, просто слегка
прижмите подушечки пальцев в направлении спереди назад. Получилось? Вот
видите — это просто!
6. Уложите пострадавшего. После ДТП человек может находиться в любом
положении: лежать на дороге, на обочине, в кювете, находиться под
машиной, мотоциклом. Не бросайтесь сразу же вытаскивать его любыми
возможными средствами, успокойтесь, оцените ситуацию, продумайте
последовательность дальнейших действий. Четко объясните окружающим
необходимую последовательность действий и функции каждого. Ваша конечная
цель — уложить пострадавшего на спину на ровной поверхности в стороне от
проезжей части. Помните, что, изменяя положение поврежденных частей
тела, вы можете усилить болевой шок. Особенно осторожно следует
действовать при малейшем подозрении на повреждение позвоночника. Но, тем
не менее, переложить пострадавшего нужно — как это сделать?
(перекладывать при подозрении на травму позвоночника стоит только при
непосредственной угрозе жизни - даже перемещая по всем правилам - не
избежать смещений)
Вот основные принципы, которые следует соблюдать при изменении положения
тела пострадавшего: а. Все движения должны быть плавными, б.
Поворачивать, перемещать пострадавшего нужно как минимум втроем (в самом
крайнем случае вдвоем). Первый человек отвечает только за голову, второй
за плечи и верхнюю часть туловища, третий за область таза и ноги.
Неплохо, если есть и четвертый человек, который держит только ноги.
Запомните! Чтобы свести к минимуму вероятность дополнительной травмы,
при перемещении пострадавшего следует слегка растягивать в длину и ни в
коем случае не давать изгибаться шее и пояснице.
7. Снимите одежду с пострадавшего. Пожалуй, самой непростой задачей
является снятие шлема (например, интеграла), особенно если человек без
сознания, и есть подозрение на повреждение шейного отдела позвоночника.
Многие скажут: «Лучше пускай врачи приедут и сами снимут». Но вот беда,
врачи не умеют снимать мотоциклетный шлем. Ну не учат их этому.
(Но, всё таки, если нет остановки дыхания и сердца - лучше оставить до
приезда скорой помощи. Если лежит без сознания на спине - язык западает
назад и перекрывает дыхательные пути - для обеспечения проходимости
возьмитесь пальцами обеих рук за углы челюсти и выдвините её вперёд и
так держите пока пострадавший не придёт в себя)
Кто как не мы, мотоциклисты, лучше других должны знать и уметь это
делать и при необходимости объяснить и показать это тем же врачам (для
этого стоит потренироваться - с первого раза идеально не получается даже
у врачей). Итак — снимаем шлем с пострадавшего, находящегося без
сознания. Делать это надо вдвоем. Первый человек осуществляет фиксацию
шеи и головы, второй снимает шлем. Для фиксации головы одна рука плотно
обхватывает шею пострадавшего сзади так, чтобы большим и указательным
пальцами зафиксировать затылок, другой рукой необходимо зафиксировать
шею спереди, удерживая большим и указательным пальцами нижнюю челюсть.
Расстегните или разрежьте ремень и, сильно растягивая лямки в стороны,
снимайте шлем в направлении от подбородка к темени, одновременно
приподнимая голову и плечи пострадавшего. Помните, что нельзя тянуть
шлем вверх, движение должно быть именно дугообразным.
Несколько слов о снятии одежды. Не стремитесь, особенно если на улице
холодно, раздевать пострадавшего. В этом нет никакой необходимости,
более того, охлаждение тела может еще в большей степени усугубить
тяжесть состояния. При необходимости доступа к поврежденному участку
тела одежду лучше РАЗРЕЗАТЬ. Если все же возникла необходимость раздеть
человека, запомните основной принцип: сначала нужно снимать одежду с
неповрежденной конечности, затем с туловища и лишь в последнюю очередь с
поврежденной. Черепаха и другие средства не только защищают тело
мотоциклиста при возможном падении, но и в случае получения травмы могут
выполнять функцию шин, иммобилизируя поврежденные части тела. При ожогах
фрагменты одежды часто прилипают, а синтетической и припекаются к
поврежденной коже. Их ни в коем случае нельзя отрывать. Обрежьте одежду
вокруг участка ожога и укройте пораженную область стерильной или чистой
повязкой.