Работал я когда-то на одной фирме и был у меня сотрудник, Петрович. За свою жизнь Петрович успел принять участие во многих интересных проектах, в том числе принимал какое-то участие в начальной стадии проекта ХАДО.
Начну издалека.
Уборочная в сельском хозяйстве чем-то напоминает боевые действия. В определенный срок нужно обработать определенную площадь полей, если не успеть то злаковые, например осыпятся, и вся работа на таком участке пойдет мышам на корм, либо возникает необходимость успеть завершить уборочную перед дождями. В таких условиях потеря нескольких единиц комбайнов , например, может быть приравняна к срыву выполнения задачи.
За техникой нужно следить, это понятно. Основа любого профилактического ремонта заключается в диагностике. Если для диагностики разобрать в хлам все комбайны колхоза, то к уборочной можно остатся совсем без техники.
И вот как-то еще при СССР люди отвечающие за сельское хозяйство обратились в какой-то из харьковских НИИ с вопросом типа акак бы нам диагностировать технику не разбирая агрегатов?
Задумались ученые мужи придумали методику диагностики износа агрегатов методом измерения колебаний выходных валов. Т.е. была взята партия двигателей, например 10 шт. и поставили их на ресурсные испытания, предварительно сняв частотные характеристики выходных валов на новых двигателях. Потом после выработки 10% ресурса испытуемых двигателей замеряли характеристики снова, один из двигателей разобрали, продефектовали, далее подобную операцию проделаи на выработки 20% ресурса. ну и так далее.
Возможно на испытаниях было больше единиц испытуемой техники одного наименования, возможно интервалы были другие, не суть. Я просто хотел описать примерную методику подобных испытаний.
Поскольку ассортимент по двигателям, КПП, раздаткам и прочим агрегатам при СССР был сравнительно небольшим, то в итоге были сняты частотные х-тики по всему диапазону ответственных агрегатов. Были составлены таблицы диагностики.
Как это должно было выглядеть на практике. Комбайнер Вася жаловался что КПП звучит не так как обычно, приезжал на уазике человек с осцилографом , цеплял датчик на вал КПП, снимал характеристику, говорил, например, что шумит высшая передача, и что если Вася не будет ее включать , то все будет гуд, и комбайн шел в бой, а уазик ехал к комбайнеру Пете, который жаловался на шум в движке.
Либо это все делалось в парке, но суть думаю понятна.
Заказчик решением задачи был удовлетворен, и поставили следующую задачу, ака бы нам ремонтировать агрегаты не разбирая?
Ученые мужи хотели было сказать: "Да вы че там, совсем охренели?", но чувство долга перед Родиной и профинтерс взяли вверх и они приступили к решению новой задачи.
В итоге был изобретен реметаллент первого поколения, который представлял собой жидкость которая при нагревании до определенной температуры разлагалась на металл и на газ. подобные очеги повышенной температуры были выявлены как раз в зоне износа трущихся поверхностей, по мере заращивания зазора металлом температура падала, чем достигалась саморегулировка использования реметаллента в месте износа.
В практическом применении человек с осцилографом описанный выше доукомплектовывался пробирками с реметаллентом и шел в поле лечить заболевшие комбайны.
Еще на стадии разработки реметаллента были выявлены особенности что после применения при повторном возникновении проблем в агрегате лечить его приходилось уже только с разборкой и заменой потрохов. ну и еще вроде как постремонтный ресурс спомощью реметаллентов был, но не самым высоким, но в рамках поставленной задачи - не снимать технику на ремонт с уборки до ее окончания этого было больше чем достаточно.
Думаю военные тоже планировали использовать подобное.
После развала союза права на эту технологию купили питрские дельцы и пустили ее в массы попутно что-то изменяя, как хочется верить рекламе, в лучшую сторону.
В наших усегодняшних условиях, как мне кажется, рынок чудоприсадок держится на двух категориях людей, первая это светлые люди готовые верить в сказки, вторая - это мудаки которые укатав машину в хлам, заливают в нее чудожидкостей и продают как почти новую, ухоженную машину.
Вывод.
В рамках ремонта в дороге(пошел из агрегата гул, залил присадку, через 300км гул прошел, а до дома осталось еще 500), доехать своим ходом, а не на галстуке, или ну вот еще одна командировка и как раз поменяю КПП - нормальное решение.
Это для авто.
С мотоциклами сложнее так как там все в одном картере и сцепление и КПП и двигатель, вроде есть мотоприсадки, подробнее не узнавал.
В рамках профилактики... как по мне пока работает не нада трогатьи что-то лить, ведь работает же. В данном случае профилактика напоминает поедания аспирина в течении лета чтобы зимой не температурить :)