S
Serfer
Guest
Разговор начался с Honda CBR 150R:
При нормальной, комфортной, "сидячей" посадке мотоциклиста коэффициент Сх достигает значений 1,1-1,2 и очень редко снижается до единицы. При полулежачей, в которой мы мало ездим, он может уменьшиться до 0,7-0,9. Между тем - сравните! - у скромных стареньких "Жигулей" этот коэффициент составляет около 0,43. Словом, как ни любим мы мотоцикл, особо быстрая езда на нем, говоря строго, энергетически невыгодна, - слишком много бензина горит впустую. Вы можете столкнуться с ситуациями, когда идущий рядом пятиместный автомобиль расходует бензина меньше вашего мотоцикла-одиночки. Насчёт мощности:
Зная силы, можно, при необходимости, определить величины потребных мощностей, - при этом мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления качению и подъему, вычисляются как произведения соответствующих сил на скорость, а значит, они пропорциональны скорости. Иначе ведет себя по скорости мощность, потребная на преодоление воздушного сопротивления, - если сила сопротивления пропорциональна квадрату скорости, то мощность - уже кубу. Иначе говоря, мотор мощностью сил в десять позволяет обыкновенному дорожному мотоциклу развивать скорость около 100 км/час. Для удвоения этой скорости нужно при сохранении всех прочих условий задачи повысить мощность в 8 раз, то есть сил до восьмидесяти. Так как на деле при таком двигателе мотоцикл неизбежно "потяжелеет", то реально мы сталкиваемся с еще более мощными моторами, - при этом не надо забывать, что со скоростью 200 км/час никто сидя не поедет, - трудновато будет удержаться! Такова здесь безжалостная, бескомпромиссная физика: сила сопротивления воздуха достигнет - при сохранении прежних величин площади и коэффициента! - 87 килограммов, значительная частьо которых придется на тело водителя. Попробуйте-ка... Реально с такими скоростями можно ехать, если мотоцикл оснащен обтекателем, - хотя последний на громоздком дорожном мотоцикле почти не влияет на коэффициент Сх в смысле его уменьшения, водитель, прячась за щитком, избегает прямого напора потока воздуха, доверяя это дело машине. Теперь, зная величины потребных мощностей, соответствующих различным скоростям, мы вправе нанести точки на график (рис.2). Любопытная картина! Езда со скоростью 40 км/час требует мощности всего около 1 л.с., - уверен, многие мотолюбители попросту удивятся! За удовольствие ехать со скоростью 80 км/час придется отдать 5,1 л.с., за 100 км/час - 9,2 л.с, а за 120 км/час - 15,4 л.с. Изменение не совсем "по кубу", так как это суммарная мощность =-Мw+Мf. Здесь важно не блуждать среди трех сосен, - по закону куба меняется лишь мощность , затрачиваемая на преодоление сопротивления. Вот пример "бухгалтерии" для скорости 200 км/час: Nw = 64,5 л.с., Nf = 2,5 л.с. (несколько заниженная величина, так как на этой скорости коэффициент f, как правило, уже несколько выше, чем 0,015). Другими словами, сумма этих мощностей составила бы около 67-68 л.с. С учетом 15-процентных потерь в трансмиссии мотор должен развивать мощность около 80 л.с. Но, напомним, - реально на такой скорости никто "сидя" не ездит, поэтому либо истинная скорость еще выше, либо затрачиваемая мощность несколько меньше. Надо четко это представлять. Имеем:
100 км/час - 9,2 л.с
для приблизительного расчёта будем брать, что мощность растёт по кубу (потом скорректируем):
при увеличения максимальной скорости до 120км/ч скорость увеличивается в 1,2 раза, мощность в 1,2*1,2*1,2 и равна 9,2*1,728=15,8976 (при более точных расчётах в статье получили 15,4, это то что я говорил, что скорректируем)
соответственно для 150кмч:
скорость увеличивается в 1,5 раз
мощность нужна больше в 1,5*1,5*1,5 раз и равна 9,2*3,375=31,05
сделаем коррекцию на неточность, пусть будет не 31, а 28
и, с учётом 15% потерь от двигателя до колеса получаем 28*1,15=32,2 л.с.
то есть, чтобы мотоцикл мог ехать со скоростью 150кмч, мощность двигателя должна быть >32 лошадок
alex-firemen написал(а):До 130 набирает резво,потом до 140 чуть слабее,а до 150 чахловато. Но при любом встречном ветре и в горку свои 140 идет.
KillBurn написал(а):Это надо писать на сайте ИЖмото, здесь никто не поверит что 22х-сильный мотор способен разогнаться до 150. 40-сильный может, но не 22. Думаю, что потолком должно быть 130-135 км/ч.
Magrohman написал(а):А почему Хонда сбр150 не может ехать 140 или 150? Лошади тут не при чем. Тот же ДТ, у которого 45 лошадей, я не видел еще ДТ едущий более 60 км/ч.
Serfer написал(а):Потому что сила сопротивления воздуха растёт квадратично скорости, и зная аэродинамический коэффициент для мотоциклов можно посчитать для какой скорости какая необходима мощность.
Насчёт обтекателя: дело не в том, что он плохой, а в том что у мотоциклов не такая уж хорошая аэродинамичность (Сх - коэффициент аэродинамического сопротивления):Magrohman написал(а):Ты считаешь, что у этой хонды настолько хреновый обтекатель, что коэффициент настолько хреновый, что при ее малом весе 22 лошади не дернут ее до 140 (не максималки)?
При нормальной, комфортной, "сидячей" посадке мотоциклиста коэффициент Сх достигает значений 1,1-1,2 и очень редко снижается до единицы. При полулежачей, в которой мы мало ездим, он может уменьшиться до 0,7-0,9. Между тем - сравните! - у скромных стареньких "Жигулей" этот коэффициент составляет около 0,43. Словом, как ни любим мы мотоцикл, особо быстрая езда на нем, говоря строго, энергетически невыгодна, - слишком много бензина горит впустую. Вы можете столкнуться с ситуациями, когда идущий рядом пятиместный автомобиль расходует бензина меньше вашего мотоцикла-одиночки. Насчёт мощности:
Зная силы, можно, при необходимости, определить величины потребных мощностей, - при этом мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления качению и подъему, вычисляются как произведения соответствующих сил на скорость, а значит, они пропорциональны скорости. Иначе ведет себя по скорости мощность, потребная на преодоление воздушного сопротивления, - если сила сопротивления пропорциональна квадрату скорости, то мощность - уже кубу. Иначе говоря, мотор мощностью сил в десять позволяет обыкновенному дорожному мотоциклу развивать скорость около 100 км/час. Для удвоения этой скорости нужно при сохранении всех прочих условий задачи повысить мощность в 8 раз, то есть сил до восьмидесяти. Так как на деле при таком двигателе мотоцикл неизбежно "потяжелеет", то реально мы сталкиваемся с еще более мощными моторами, - при этом не надо забывать, что со скоростью 200 км/час никто сидя не поедет, - трудновато будет удержаться! Такова здесь безжалостная, бескомпромиссная физика: сила сопротивления воздуха достигнет - при сохранении прежних величин площади и коэффициента! - 87 килограммов, значительная частьо которых придется на тело водителя. Попробуйте-ка... Реально с такими скоростями можно ехать, если мотоцикл оснащен обтекателем, - хотя последний на громоздком дорожном мотоцикле почти не влияет на коэффициент Сх в смысле его уменьшения, водитель, прячась за щитком, избегает прямого напора потока воздуха, доверяя это дело машине. Теперь, зная величины потребных мощностей, соответствующих различным скоростям, мы вправе нанести точки на график (рис.2). Любопытная картина! Езда со скоростью 40 км/час требует мощности всего около 1 л.с., - уверен, многие мотолюбители попросту удивятся! За удовольствие ехать со скоростью 80 км/час придется отдать 5,1 л.с., за 100 км/час - 9,2 л.с, а за 120 км/час - 15,4 л.с. Изменение не совсем "по кубу", так как это суммарная мощность =-Мw+Мf. Здесь важно не блуждать среди трех сосен, - по закону куба меняется лишь мощность , затрачиваемая на преодоление сопротивления. Вот пример "бухгалтерии" для скорости 200 км/час: Nw = 64,5 л.с., Nf = 2,5 л.с. (несколько заниженная величина, так как на этой скорости коэффициент f, как правило, уже несколько выше, чем 0,015). Другими словами, сумма этих мощностей составила бы около 67-68 л.с. С учетом 15-процентных потерь в трансмиссии мотор должен развивать мощность около 80 л.с. Но, напомним, - реально на такой скорости никто "сидя" не ездит, поэтому либо истинная скорость еще выше, либо затрачиваемая мощность несколько меньше. Надо четко это представлять. Имеем:
100 км/час - 9,2 л.с
для приблизительного расчёта будем брать, что мощность растёт по кубу (потом скорректируем):
при увеличения максимальной скорости до 120км/ч скорость увеличивается в 1,2 раза, мощность в 1,2*1,2*1,2 и равна 9,2*1,728=15,8976 (при более точных расчётах в статье получили 15,4, это то что я говорил, что скорректируем)
соответственно для 150кмч:
скорость увеличивается в 1,5 раз
мощность нужна больше в 1,5*1,5*1,5 раз и равна 9,2*3,375=31,05
сделаем коррекцию на неточность, пусть будет не 31, а 28
и, с учётом 15% потерь от двигателя до колеса получаем 28*1,15=32,2 л.с.
то есть, чтобы мотоцикл мог ехать со скоростью 150кмч, мощность двигателя должна быть >32 лошадок