Архангельская область =) Другие города России

  • Автор темы NeSchumaher
  • Дата начала

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
В мае 1553 года Лондон прощался с кораблями сэра Уиллоуби, матросы были обряжены в голубые костюмы, береговые трактиры на Темзе чествовали всех дармовой выпивкой, народ кричал хвалу смельчакам, возле Гринвича корабли салютовали дворцу короля, придворные дамы махали им платками из окон.

…Прошел один год, и русские поморы, ловившие рыбу у берегов Мурмана, случайно зашли в устье речки Варзины: здесь они увидели два корабля, стоящих на якорях. Но никто не вылез из люков на палубы, из печей камбузов не курился дым, не пролаяли корабельные спаниели. Поморы спустились внутрь кораблей, где хранились товары. Среди свертков сукна и бочек с мылом лежали закостеневшие в стуже мертвецы, а в салоне сидел высокорослый Хуго Уиллоуби — тоже мертвый; перед ним лежал раскрытый журнал, из которого стало ясно — в январе 1554 года все они были еще живы и надеялись на лучшее… Их погубил не голод, ибо в трюмах оставалось много всякой еды; их истребили тоска, морозы, безлюдье, отчаянье…

Поморы поступили очень благородно.

— Робяты! — велел старик кормщик. — Ни единого листочка не шевельни, никоего покойничка не колыхни. И на товары чужие не зарься: от краденого добра и добра не бывает…

В объятиях стужи законсервировались лишь два корабля. Но средь них не было третьего — «Бонавентуре», на котором плыл умный и энергичный сэр Ричард Ченслер (пилот эскадры). «Бонавентуре» в переводе на русский означает «Добрая удача».

Сильный шторм возле Лафонтенов разлучил «Бонавентуре» с кораблями Уиллоуби; в норвежской крепости Вардегауз, что принадлежала короне датского короля, была заранее предусмотрена встреча кораблей после бури. Но Ченслер напрасно томился тут целую неделю, потом сказал штурману судна:

— Барроу! Я думаю, купцы Сити не затем же вкладывали деньги в наши товары, чтобы мы берегли свои паруса.

— Я такого же мнения о купцах, — согласился Барроу. — Вперед же, сэр, а рваные паруса — признак смелости…

Мясо давно загнило, насыщая трюмы зловонием, а течь в бортах корабля совпала с течью из бочек, из которых вытекали вино и пиво. Ветер трепал длиннющую бороду Ченслера, и он спрятал ее за воротник рубашки. Справа по борту открылся неширокий пролив, через который англичане вошли в Белое море (ничего не ведая о нем, ибо на картах Себастьяна Кабота здесь была показана пустота). Плыли дальше, пока матрос из мачтовой «бочки» не прогорланил:

— Люди! Я вижу людей, эти люди похожи на нас…

“Двинская летопись” бесстрастно отметила для нашей истории: “Прииде корабль с моря на устье Двины реки и обославься: приехали на Холмогоры в малых судах от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним гости”.
Был август 1553 года.

(Ричард Ченслер ошвартовал свой корабль у пристани Николо-Корельского монастыря, который был морскими воротами страны до основания города Архангельска, теперь монастырь находится на территории Севмашпредприятия в г. Северодвинске.)

Архангельска еще не существовало, но близ Холмогор дымили деревни, на зеленых пожнях паслись тучные стада, голосили по утрам петухи, а кошки поморов признавали только одну рыбку – перламутровую семгу. В сенях крестьянских изб стояли жбаны с квасами и сливочным маслом; завернутые в полотенца, под иконами свято береглись рукописные книги “древлего благочестия” (признак грамотности поморов).
Для англичан все это казалось сказкой.
– Как велика ваша страна и где же ее пределы, каковы богатства и кто у вас королем? – спрашивали они.
Поморы отвечали, что страна их называется Русью, или Московией, у нее нет пределов, а правит ими царь Иван Васильевич.

Ченслер, обращаясь с русскими, вел себя очень любезно, предлагая для торга товары: грубое сукно, башмаки из кожи, мыло и восковые свечи. Ассортимент невелик, и русские могли бы предложить ему своих товаров — побольше и побогаче. Они обкормили экипаж «Бонавентуре» блинами, сметаной и пирогами с тресковой печенью, однако торговать опасались:

— Нам, батюшка, без указа Москвы того делать нельзя…
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
"За выдающиеся заслуги перед Отечеством, мужество, массовый трудовой героизм, проявленный жителями городов Северодвинска, Кемерова, Королёва в борьбе с фашистскими захватчиками и в ознаменование 71-й годовщины окончания Второй мировой войны присвоить городам Северодвинск, Кемерово, Королёв почётное международное звание "Город Трудовой Доблести и Славы". Так звучит текст постановления № 136 о присвоении Северодвинску звания "Город Трудовой доблести и Славы".

Решение принято президиумом межгосударственного Союза городов-героев.
Два десятка лет общественники и ветераны, поддержанные коллективами градообразующих предприятий, профсоюзами и администрацией, добивались признания выдающихся заслуг Северодвинска перед страной.
77 лет назад был основан наш город — это мгновение в масштабе истории. Но каждый его год, каждая эпоха запечатлена в памяти поколений великими трудовыми свершениями. В голоде и холоде Великой Отечественной войны юный Северодвинск, тогда ещё Молотовск, принимал и ремонтировал суда караванов ленд-лиза, строил в незаконченных цехах завода № 402, будущего Севмаша, военные корабли и первые подводные лодки — минные заградители. Город спасал блокадников Ленинграда, в послевоенные годы стал колыбелью атомного подводного судостроения, а его предприятия — одними из самых главных судоверфей страны.

В этом статусе Северодвинск пребывает и поныне, добавив к своим достижениям заслуженную славу наукограда, стартовой площадки для освоения и развития Арктики.
Слова "Город Трудовой доблести и Славы" будут выбиты на стеле на въезде в город.
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
Для тех кто поедет по М8.
Реконструкция трассы от Холмогор до Архангельска.

Холмы срезают, низины засыпают, углы срезают.

На многих участках встречные потоки пропускают по одной полосе, или временной полосе.
Постоянно приходится долго ждать, пока регулировщик даст отмашку..

Да и вообще.. За 15 лет М8 изменилась. Это теперь совсем другая дорога..

 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3

stasich

Тру байкер
Регистрация
31 Авг 2009
Сообщения
1,252
Продолжай. С удовольствием заглядываю в эту ветку. Спасибо./images/smilies/thumbup.gif
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3


29 июля на АО «ПО «Севмаш» состоялась торжественная церемония закладки многоцелевой атомной подводной лодки проекта «Ясень-М».
АПЛ присвоено наименование «Пермь».

АПЛ «Пермь» станет пятой в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Головной подводный крейсер серии (проект «Ясень») – «Северодвинск»– построен на Севмаше и передан Военно-морскому флоту 17 июня 2014 года. Многоцелевые атомные подводные лодки «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск» строятся по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Изменения проекта касаются элементной базы комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированного оборудования и материалов.

В новых атомоходах, разработанных петербургским КБ "Малахит", применены многие технические решения, ранее не использовавшиеся в отечественном подводном судостроении. Неудивительно, что американские эксперты называют эти субмарины самыми опасными подлодками российского флота.

Главное оружие "Ясеня" - крылатые ракеты комплексов "Калибр" и "Оникс". Благодаря универсальным пусковым установкам субмарина может применять разные типы ракет для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также целей на суше. 533-миллиметровые торпедные аппараты используют самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, а также мины.
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
— Контакт есть!
— Контакт есть, — одновременно доложили с «нибелунга».
— А что за судно? — спросил Ральф Зеггерс.
— Русская галоша… на одном винте. Я даже слышал, как гремели заслонки в паровом котле.
— Носовые — к залпу… двумя торпедами!
Зеггерс поднял перископ.
— Посмотри и ты, — сказал помощнику.
— Типичный траулер, — определил штурман.
— Но под военным флагом… у него пушки.
Придя на сближение, выбросили торпеды. Одна прошла мимо, а от второй сторожевик очень ловко увернулся.
— Третью не истратим на это барахло, — сказал Зеггерс. — Не лучше ли всплыть и покончить с ним снарядами?
Но в этот момент акустик донес:
— Пеленг уходит влево… шум винтов идет на нас!
— Этого нам еще не хватало, — возмутился Зеггерс…
Первый бомбоудар толкнул лодку так, что из гнезд выбило командные койки, обрушив их с переборок на людей и машины. В «ямах» лопнули эбонитовые баки аккумуляторов. Винт сторожевика стегал воду, словно плетью: чух-чух-чух-чух… Затем русские удалились, и стук машины исчез.

— Но они не ушли, — доложил акустик. — Они лишь отошли. Они даже остановили машину, чтобы слушать нас…
Кажется, по корпусу лодки кто-то осторожно постучал коготками — цок-цок… и еще раз: цок-цок!
— Вот они, звонки московского дьявола, — приуныл штурман.
— Да, — согласились с ним, — это заработал русский «дракон»…
Ощущение было неприятное. Кто-то, невидимый и жуткий, казалось, плавает сейчас на глубине а требует, чтобы его впустили внутрь лодки. Акустик доложил, что на русском корабле запущена машина…
— Слышу и без тебя, — ответил Зеггерс.
Серия бомб легла рядом — метрах в тридцати. Слышно, как их сбросили в воду. Потом, звонко булькая, они тонули. И — взрыв! взрыв! взрыв! Казалось, вода превратится сейчас в клокочущий кипяток. В адской теснотище лодки, колотясь телами о механизмы, катались люди. На глазах Зеггерса картушка гирокомпаса вдруг поехала в сторону, совершив полный оборот. Гирокомпас тоже спятил и показывал «тот свет».

— Вырубите его к черту! — приказал Зеггерс. — Моторы остановить… Кто там шляется? Кто там что-то уронил? Тихо…
Ах, какая убийственная тишина в океанских пучинах! Они не вырубили только регенерацию воздуха. Только регенерацию…
— Видит бог, мы нарвались на опытных истребителей. Мне это надоело, — сказал Зеггерс. — Носовые аппараты: в левый — пакет спасения, а правой трубой выстрелить пузырем воздуха. Добавьте в пузырь из погребов кочнов капусты и насыпьте туда отходов с камбуза, чтобы у русских не оставалось сомнений…
В самый разгар очередной атаки носовые аппараты дали залп. На поверхность океана выбросило громадный пузырь, словно лопнули отсеки. Зеггерс машинально глянул на глубиномер — сейчас они были на 95 метрах.
Конечно, не часто можно наблюдать, как содержимое гальюнов плавает среди капусты и картошки. Пузырь воздуха был великолепен! По волнам раскидало решетки мостика, растеклась нефть. Море выбросило это из глубин, словно напоказ, и с борта сторожевика увидели газетный лист — «Фолькишер беобахтер», главной берлинской газеты…

— Может, подцепим? — сказал Володя Петров, загораясь. — И в штабе покажем. Как доказательство гибели… вот и газетка!
— Так ей же подтирались, — брезгливо ответил «батя».
А на лбу акустика — две вертикальные складки:
— Пеленг… глубина около девяноста.
— Олух царя небесного, она же погибла!
— А я говорю, что она здесь: пеленг… погружение…
— Минер, — велел командир Володе, — давай на корму. Сам расставь по бомбам дистанцию взрыва…
Отослав Петрова, «батя» постучал в окошечко кабины.
— На тебя вся надежа, — сказал акустику, — Уж ты не подгадь, миленький.
Высокая корма сторожевика, приспособленная для выборки трала, по всему круглому обводу была плотно уставлена бочками глубинных бомб. В каждой такой бочке — там, где ее донышко, — блестели стаканы взрывателей. Тончайшие диафрагмы, точно воспринимая давление воды при погружениях, сообщали бомбе, когда в на какой глубине ей взрываться.

Володя Петров стал работать ключом, готовя бомбы к атаке.
Первые три он поставил для взрывания на глубине в 60 м.
Вторую серию — чтобы рвануло на глубине в 30 м.
Третью — на 100…
— Вот это, — сказал матросам, — называется ящик…
И, спрятав ключ в карман, помчался обратно на мостик. Сторожевик уже лежал в развороте и, толкая волны, спешил в следующий заход. Минер с мостика отмахивал на корму флажком:
— Первая — пошла… вторая — бросай!
Его юную душу волновала в тешила романтика боя.

В этой атаке, когда вокруг рвались бомбы, что-то тяжелое вдруг свалилось на мостик. При этом глубиномер отметил «приседание» лодки, будто она приняла на борт лишнюю тяжесть.
Каждый слышал этот удар. Каждый понял, что на мостике что-то лежит. И каждый страшился думать об этом. Больше всех ощущал опасность сам Зеггерс, но… молчал.
Он уже догадался, что его лодка приняла на мостик глубинную бомбу, которая не взорвалась. Или она неисправна, эта бомба. Или она раскололась от удара при падении. Или…
Было тихо, — Уберите регенерацию, — распорядился Зеггерс. Полная тишина — она, пожалуй, страшнее полного мрака.
Взгляд на шкалу глубины. Без моторов лодка постепенно (очень замедленно) продолжала погружение. Метр за метром ее тянуло и тянуло на глубину. Это засасывающее влияние бездны при нулевое плавучести хорошо знакомо всем плававшим под водой, и вряд ли оно улучшает им настроение…

— В отсеке вода, — вдруг тихо передали по трубам.
— «Слезы»? — с надеждой спросил Зеггерс.
— Нет. Струи воды…
Прибор показывал глубину всего в сотню метров. А ведь было время, когда они смело ныряли на все 120… В ледяной коробке поста Зеггерс вспотел и распахнул куртку.
— Выход один, — сказал он. — Придется на несколько минут врубить оба мотора и начать подъем. Этим мы, конечно, себя обнаружим, но… Корпус ослабел, лодка сочится по швам.
И вот тогда штурман, до этого молчавший, сказал ему:
— А… бомба?
— Какая к черту бомба? — прошипел на него Зеггерс. — Не разводи панику…
Мы с тобой здесь не одни!
Штурман оттянул его за рукав подальше от матросов.
— Послушай, Ральф… Такая история однажды была уже на «U-454», где этот Шмутцке. Они приняли на свой мостик бомбу, когда шли на сорока метрах. Она не взорвалась, как и наша… вот эта! — Штурман показал глазами наверх. — Когда же они всплыли, взрыватель был поставлен для взрыва на глубине в пятьдесят метров. Ты понимаешь: уйди они тогда на лишние десять метров вниз, и… Ральф, мы так влипли, так влипли…
Скользящий взгляд на глубиномер — «приседание» идет дальше, и кормовой отсек доложил со страхом:
— У нас фильтрация тоже переходит в струение…
Зеггерс пропустил этот доклад мимо ушей.
— Не дури! — ответил он штурману. — Уверяю тебя, с нами обойдется, как и с этой «U-454». Мы не котята, чтобы нас топил любой сапожник… Да и откуда знать, что там у нас валяется на мостике? Может, от взрыва рухнул прожектор?
Идя на риск, он велел моторами отработать задний ход.
Винты теперь, как штопоры, «вытаскивали» лодку из засасывающей бездны.
Зеггерс следил за набором высоты: 80… 60… 50… 40… Он понимал, что бомба ждет, когда лодка придет на ту глубину, на которой ей суждено взорваться. Они же не знают этой роковой отметки. Для них сейчас нет иного выхода. Или навеки оставайся здесь, в пучине…
— Струи воды исчезли? — запросил Зеггерс по отсекам.
— Да, — успокоили его, — только фильтрация.
— Вот и отлично. И с нами ничего пока не случилось…
Но гул моторов был услышан наверху, и сторожевик снова пошел в атаку.
Последовал первый удар — небывалый. Выключилось освещение, но лодка осветилась аварийным. Второй удар! Аварийное тоже отказало, но в руках вспыхнули карманные фонари.
— Ах! — вскрикнули все невольно, обожженные холодом.
В центральном посту начался оглушительный ливень. Сверху — толщиной в палец, били вниз сильные, как стальные прутья, струи воды: это взрывами срезало над рубкой заклепки. Узкий луч фонаря в руке Зеггерса бегал по переборкам, выхватывая на мгновения то один прибор, то другой… В посту плавал густой туман, рассекаемый шумными струями, а стрелки приборов метались в разные стороны.

— Это невыносимо! — заорал штурман. — Ральф… решайся!
Сильный вихрь воздушного потока, который сшибал сейчас крышки люков, пронесся по лодке, — кто-то из команды в панике открыл баллоны высокого давления и не смог справиться со злым джинном, вырвавшимся из своего сосуда… Через отсеки пролетал теперь черный туман — из распыленных масел.
— Весь воздух — на продутие! — заорал Зеггерс, натягивая на голову каску.
— Прислуге, орудия к бою… — Будем сражаться до конца как верные сыны матери Германии. Хайль Гитлер!
В рубке стало тесно от матросов, которые стояли наготове со снарядами в руках. Подлодка с шумом вырвалась на поверхность. Люк был открыт, и по трапу бросились все — к орудиям. Зеггерс выскочил первым. На мостике, расколотая от удара, лежала русская бомба. А весь мостик, все поручни, все решетки были забрызганы противной серо-желтой слякотью взрывчатого вещества, расквашенного давлением. Но тут Зеггерс перевел взгляд на сторожевик русских — и в ужасе онемел…
Прямо перед лодкой, бивнем нависая над ней, вырастал форштевень советского корабля. Выстрелить не успели. Сторожевик врубился им в борт, ломая стальные листы, и вдруг с хрустом застрял в корпусе лодки.
При таране на сторожевике все попадали с ног.
— Полный назад! — скомандовал командир в машину.
Винт рубил в ярости воду, корма елозила слева направо, но машина была не в силах вырвать корабль из клещей развороченной стали. Форштевень распорол на лодке отсек аккумуляторных «ям», куда хлынуло море, отчего в бурной химической реакции вода сразу закипела зловонными пузырями хлора.
Сторожевик потянул противника за собой! Момент опасный, и было непонятно даже, что делать дальше…
— Полный назад! — кричали с мостика в машину.
Под навесом борта было не разглядеть, что делали враги, но зато была слышна их возня у пушки.
Противник решился на крайность, — выстрелил, снаряд, едва вырвавшись из пушки — тут же прошил борт и палубу корабля, свечкой вылетев куда-то в небо (он не успел взорваться). Машина работала на полных, но лодка не отрывалась. В отчаянии немцы стали бить снарядами в днище сторожевика. Это было страшно и для них — близкие взрывы сбивали в море людей, уже мертвых от контузии. Но на смену убитым из рубки выскакивали другие. Ожесточение опытного врага было невероятно. Битва шла на пределе человеческих возможностей.
— Вода в отсеках… заливает все! — доложили на мостик.
— Лишь бы оторваться… полный назад!
Сторожевик трясло от напряжения так, что с бортов слоями отлетала краска и пробка. Наконец последнее усилие машины чуть ли не с «мясом» вырвало нос корабля из подлодки, оставив в ее корпусе открытой скважину пробоины. Все видели, как вода океана хлестала теперь туда, как в яму. Зловоние хлора стало нестерпимым. Но каждый моряк знает, что море заполнит только один отсек, после чего упрется в сталь переборки, и это еще не гибель врага!
А потому, едва оправясь, командир снова отдал приказ:
— Полный, вперед… Будем таранить снова!
Сработал в машине реверс, и винт закрутил воду в обратном направлении, гася инерцию заднего хода, снова устремляя корабль вперед — прямо на врага.
Но теперь — по удалении от подлодки — сторожевик сделался более уязвим.
Враг бил по нему прицельно… В ослепительно-белой вспышке разрыва ходовая рубка разлетелась в куски, жестоко раня палубные команды осколками металла и острой щепой дерева. На том месте, откуда только что раздавались команды, не осталось теперь ничего. А упавшая мачта в гармошку раздавила трубу. Дым пополз вдоль палубы, удушая людей…
Володя Петров лежал на развалинах мостика, а над ним качалась бездонная масса света и воздуха. С трудом он перевел глаза ниже. Вместо ног у него тянулись по решеткам красные лоскутья штанов. И это было последнее, что он увидел в этом сверкающем мире.
Вздрагивая под снарядами, сторожевик шел дальше. Он шел прямо. Никуда не сворачивая.
Так, как ему велели люди, которых уже не существовало.
Ральф Зеггерс кричал через люк — в глубину поста:
— Лево! Лево… еще левее… клади руль до упора! Ставя лодку кормою к противнику, он хотел избежать тарана. Узкая, как лезвие ножа, субмарина могла спастись — корабль мог промахнуться. Но сторожевик (без мостика, без командира) настиг подлодку. Его изуродованный форштевень снова полез на врага, круша его в беспощадной ярости разрушения.
Последним проблеском сознания, почти автоматически, Зеггерс отметил, что в кормовых аппаратах только одна торпеда, а другие уже расстреляны. Но и одной хватило на всех, когда она сработала от удара корабля.
Гигантский гейзер пламени, воды я обломков вырос над океаном. Грохочущей шапкой он накрыл два корабля, сцепившихся в жесточайшем поединке. Когда же взрывы осели, вместо лодки осталось только жирное пятно мазута, и качало вокруг ошметки тел вражеских подводников. А из этого пламени, из туч дыма, отряхивая с себя тонны воды, вдруг вышел сторожевик…
Теперь он двигался, прессуя волны красной своей переборкой. Под его днищем волочились остатки раздробленного полубака с каютами, маляркой, провизионной, с цепным ящиком и якорями, которые вытянулись на цепях до самого дна. Но корабль шел вперед, как и было приказано ему с разбитого, несуществующего мостика. Исполняя этот приказ, машина корабля, стучала, стучала, стучала…


Валентин Пикуль.
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
Строители будущего города, прибывшие на колесном пароходике "Иван Каляев" в июле 1936 года, увидели на пустынных берегах Северной Двины только постройки уже недействующего Николо-Корельского монастыря, об истории которого до сих пор мало известно. Биография Северодвинска сходна с историей строительства Комсомольска-на-Амуре, Турксиба, Магнитки. В историю города вписали героические страницы первые его строители: комсомольцы и тысячи обитателей Ягринлага, не по своей воле оказавшиеся здесь. Живя в палатках и бараках среди сырых и холодных топей комариных болот, первопроходцы за четыре месяца проложили 50ти-километровую железнодорожную ветку и уже в ноябре 1936 года по ней пошел первый грузовой состав. Вскоре стали строиться дома и расти заводские корпуса. Указ Президиума ВС РСФСР от 11 августа 1938 года присвоил рабочему поселку Судострой статус города и название Молотовск.

В канун Великой Отечественной войны в городе жило уже около 40 тысяч человек, в основном выходцев из Архангельской области. Еще одну главу героической истории города жители начали вписывать с началом войны. Четырнадцать тысяч горожан ушли на фронт, около 4000 не вернулись. У станков стояли женщины, подростки. Голод косил людей, холод - постоянный спустник дома и на работе - выматывал ослабевших. Но на фронт из Молотовска шли тысячи снарядов и авиабомб с надписью "Подарок Гитлеру". Одна из славных страниц военной биографии города по праву принадлежит Молотовскому морскому порту. Уже в декабре 1941 года он начал принимать военные грузы. А между тем, всего за несколько месяцев до этого, порт еще не существовал. Под руководством уполномоченного ГКО Ивана Папанина были построены причалы, грузовые участки, узкоколейка. Долгое время, согласно официальным сообщениям, грузы, получаемые по ленд-лизу из Англии и США, шли через Мурманск и Архангельск. А между тем, более половины судов союзников, шедших в сторону Архангельска, были обработаны в молотовском порту - во многих отношения более удобном для мореплавания. Военные годы запечатлены в памятниках Северодвинска. На Яграх, на побережье Белого моря, на месте захоронения воинов, умерших в госпиталях города от ран, установлен мемориал "Скорбящая Мать - Родина". Каждый год в День Победы сюда приходят тысячи горожан. В 1957 году город Молотовск был переименован в Северодвинск.

С историей города связаны имена выдающихся людей России. В различные годы здесь работали и жили академик физик-ядерщик Анатолий Александров, отец современной космической техники Сергей Королев, создатель ракет морского базирования академик Виктор Макеев, конструктор подводных лодок академик Сергей Ковалев. 26 марта 1992 года постановлением правительства Северодвинску присвоен статус Государственного центра атомного судостроения России. Тем самым официально признан выдающийся вклад города в создание Военно-Морского Флота.
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
Арктический конвой «Дервиш» — первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами.
Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.
Официально конвой не получил буквенной литеры PQ.
12 августа 1941 года, конвой вышел из порта Ливерпуль(Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова),16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл втАрхангельск 31 августа 1941 года.

Никакого морского торгового порта устраивать в Молотовске (Северодвинске) не предполагалось в виду специфического назначения города как центра военного кораблестроения. Да в этом и не было необходимости, так как основные перевозки в северном морском бассейне в большом и малом каботаже, а также лесоэкспорт осуществлялись, в основном, через порт Архангельск.
Однако прием в Архангельске в октябре-декабре 1941г. первых караванов союзников (РQ-1 – РQ-4) со всей очевидностью показал, что участок Архморпорта Бакарица и его аванпорт Экономия, единственные районы, где было возможно осуществлять эти операции, оказались не в состоянии разгружать и обрабатывать большое количество крупнотоннажных судов одновременно в те жесткие сроки, которые, диктовались военной обстановкой. Они были также мало приспособлены для работы с тяжеловесными грузами-танками, самолетами, автомашинами, железнодорожным составом и т.п. Но требовалась не только срочная реконструкция этих участков. Одновременно выявилась острая необходимость в скорейшем создании нового погрузочно-разгрузочного района, расположенного ближе к морю. Он должен был обеспечивать возможность надежной навигации в зимнее время и позволять принимать глубокосидящие суда, чего Архангельск не мог делать. И таким портом был определен Молотовск.

Так в Молотовске возник крупный механизированный порт с развитой портовой структурой, способный принимать океанские суда большого водоизмещения.
Молотовск начал принимать первые суда караванов уже в декабре 1941 г., когда порт еще только начинал строиться. Семь сухогрузных судов из караванов РQ-4 - РQ 6, пробившись с помощью ледоколов через тяжелые льды, встали у недостроенных причалов города. .
Из-за нехватки причальных стенок часть транспортов разгружалась непосредственно в производственной зоне завода № 402.
С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска - восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу №402. Почти все суда, пришедшие в Молотовский порт в декабре 1941 г., имели ледовые повреждения. Они нуждались в срочном ремонте и получили его.

Из 50 сухогрузных судов караванов, пришедших за 1942 год в Архангельский порт, Молотовск принял 19 и 2 танкера.
11 иностранных и одно советское транспортное судно получили в Молотовске ремонт разного вида и объема во время стоянки в порту.

Из 40 сухогрузных судов караванов, пришедших за 1943 год в Архангельский порт, Молотовск принял 28 и 6 танкеров.
Силами завода 12 иностранных судов получили ремонт.

Из 100 сухогрузных судов караванов, пришедших за 1944 год в Архангельский порт, Молотовск принял 70 и 7 танкеров.
Заводом №402 были отремонтированы 26 судов, в том числе: 4 судна каравана JW-56А, 3- JW-56В; 6- JW-57; 5- JW-58.

Из 52-х сухогрузных судов, пришедших на заключительном этапе северных караванов в Архангельский порт, Молотовск принял 49.

Первые и наиболее ожесточенные налеты на Архангельск и Молотовск немецкая авиация предприняла в период с 24 августа по 29 сентября 1942 г. Хорошо известно, что при этом довольно сильно пострадал Архангельск. Только на объекты, принадлежащие Архморпорту, до 1 мая 1943г. было сброшено 8 фугасных 250 килограммовых бомб и множество зажигательных бомб. Хотя основные портовые сооружения и суда не пострадали, но были разрушены некоторые склады и несколько жилых домов. Имелись и людские жертвы.
Ничего подобного в Молотовске не наблюдалось. Но это совершенно не означает, что немецкие самолеты не пытались прорваться к городу и бомбить порт и завод. Такие попытки предпринимались ими 24 и 31 августа; 20, 21, 22, 29 сентября 1942 г. Но сильный заградительный зенитный огонь заставлял «юнкерсы» либо уходить в сторону, либо беспорядочно сбрасывать бомбовый груз в окрестностях города. Несколько фугасных бомб, угодивших в центр Молотовска и на территорию завода №402, не причинили каких-либо существенных повреждений. Неудача немецкой авиации в налетах на Молотовск ни в коем случае не может быть отнесена на счет пренебрежения пилотами Люфтваффе такой заманчивой целью, которой являлись объекты этого города. Можно предположить, что, изведав силу эшелонированной противовоздушной обороны города, имевшей преимущества защиты компактно расположенных объектов Молотовска, немецкие летчики предпочитали выбирать для атаки более уязвимую цель, какой являлся растянувшийся на десятки километров Архангельск. Следует также согласиться с мнением северодвинского историка О.Б.Химаныча о том, что немецким самолетам, вылетавшим со своей базы в Кеми (800 км. от устья Северной Двины), просто могло не хватить горючего на обратный путь в случае попыток преодолеть на форсированном режиме работы двигателей плотную завесу зенитного огня Молотовской ПВО.
И все же, в ночь с 27 на 28 марта 1943г. пяти «юнкерсам» удалось прорваться к городу и сбросить 13 фугасных бомб, которые взорвались на угольном причале порта, на территории завода №402 и в городе. Причиненный ущерб был незначителен. Суда в порту не пострадали.

Летом 1983 г. Министр Обороны СССР, Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов вручил городу Северодвинску (Молотовску) Орден Ленина за «ратный подвиг в годы войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве».
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
Общественная организация "Союз офицеров" обратилась к президенту Владимиру Путину с необычной просьбой: рассмотреть вопрос о присвоении звания Героя России командиру АПЛ "Архангельск". Необычность просьбы в том, что и командир уже на пенсии, да и было все 25 лет назад.

АПЛ "Архангельск" - тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО).

"27 сентября 1991 года командир и экипаж готовились к ракетной стрельбе из подводного положения в одном из полигонов боевой подготовки в Белом море… Получив приказание на стрельбу, ТК-17 погрузился на стартовую глубину, лег на боевой курс и в 19.00 начал предстартовую подготовку практической ракеты к нанесению учебного удара по береговой цели.

19.05. В ходе предстартовой подготовки произошла автоматическая отмена старта ракеты. Командир исключил ракету из залпа, а личный состав ракетной боевой части приступил к выполнению мероприятий по безопасному содержанию ракеты в шахте после отмены старта. Командир ТК-17 Игорь Гришков, соблюдая меры безопасности, начал всплытие в надводное положение для передачи радио на управляющее КП об обстановке на корабле.

19.13. Подняты выдвижные устройства, и лодка начала продуваться для всплытия в надводное положение. В этот момент подводный крейсер сотрясают три следующих друг за другом мощных удара с правого борта, и он начинает стремительно валиться на правый борт и на нос — последовательно взрывались ступени стотонной твердотопливной ракеты в стрельбовой шахте.

Для стабилизации обстановки командир принимает единственно правильное решение — аварийно всплыть в надводное положение с одновременным продуванием всех цистерн главного балласта. Приказание командира экипаж немедленно выполнил, и после всплытия в надводное положение аварийные крен и дифферент были почти ликвидированы за счет дополнительного поддутия цистерн главного балласта с правого борта.

19.15. В ТК-17 в надводном положении подняты необходимые выдвижные устройства, установлена связь с судном обеспечения и передано по радио сообщение об аварии.

19.16. Обстановка на корпусе, на носу и корме резко ухудшилась: возник объемный пожар на палубе и рубке — это горело твердое ракетное топливо, выброшенное из ракетной шахты. Оценив обстановку на легком корпусе и внутри подводного крейсера, командир принял решение немедленно выполнить маневр срочного погружения для смыва горящего твердого топлива с корпуса крейсера.

19.22. Тяжелый крейсер погрузился на перископную глубину и сразу же, по замыслу командира (горящие обломки должны были уже быть смыты с корпуса), начал всплытие в надводное положение с целью немедленного пополнения запаса воздуха высокого давления.

После всплытия ТК-17 в надводное положение аварийная ситуация в стрельбовой шахте и на корпусе крейсера была не только локализована, но и ликвидирована. Личный состав при борьбе за живучесть подводного крейсера не пострадал, а крейсер сохранил способность самостоятельного перехода в надводном положении в пункт погрузки ракет".

В дальнейшем шахта была заварена и не эксплуатировалась, однако атомоход еще долгое время оставался в боевом строю. Это была единственная авария с ракетным оружием на кораблях такого проекта. Она не повлекла за собой ни разрушения прочного и легкого корпуса, ни человеческих жертв. Подводники отдали должное проектировщикам и корабелам северодвинского Севмаша за тот запас прочности, который они заложили в корабль.

ТК-17 "Архангельск" в настоящее время выведен в резерв. Корабль находится в ожидании решения на утилизацию или на модернизацию по проекту 941У.
 

stasich

Тру байкер
Регистрация
31 Авг 2009
Сообщения
1,252
А вы бывали когда-нибудь в Париже? Я, например, - нет и меня туда не особо и тянет. А всё почему? А всё потому, что я однажды был в Северодвинске, но погодите пока сарказмически улыбаться и крутить пальцами у виска, - прочитайте-ка сначала рассказ об этом. Многие из вас думают, что Северодвинск – это рабочий посёлок с населением под 200 тысяч человек где на каждом шагу стоят подводные лодки и кто-то на них что-то всё время жжёт. А мы, когда пришли туда, после полутора месяцев автономки в сентябре месяце, увидели много домов, солнце, асфальт, большие деревья и беззащитных женщин. Если я скажу, что женщин в Северодвинске много, то я не скажу ничего. Они там везде,- понимаете? Непугаными стайками они ходят по тротуарам, покупают молоко в магазинах, а по вечерам направляются на дискотеки и вечера отдыха, для того, чтобы скрасить свой серый быт, потому, что они-то привыкли к солнцу и большим деревьям и считают это само собой разумеющейся опцией, в отличии от нас.

Нас загнали туда загрузить ракету в шахту.
- Дня три-четыре точно простоим, выводиться не будем. Экипаж делим пополам, - половина на вахте, половина отдыхает. Старпому сходить в комендатуру и договориться, чтоб наших не трогали, делайте ночью, что хотите, но к восьми ноль-ноль все должны стоять на подъёме флага. Ежедневно. Кто не придёт – становится моим личным врагом!
Объявил командир своё решение. Старпом набрал полный дипломат спирта и консервов и убыл к коменданту.
- Сказал, что всё понимает и мы можем делать всё, что хотим, кроме уголовно наказуемый действий. Дипломат брать отказался, еле всучил ему! – доложил старпом результаты своего похода командиру.
- Нельзя совершать уголовно наказуемых действий? – деланно удивился командир, - жаль, так хотелось ведь!
- И ещё, тащ командир, у них приказом начальника гарнизона запрещено ходить в пилотках!
- Шта, блядь! – не выдержал механик, - Да не пошёл бы в жопу начальник этого гарнизона!!!
- Хафизыч, - предложил командир, - так может сходишь патрули потренируешь?
- Лехко!
И командир БЧ-5 атомного подводного крейсера надевает свою замусоленную пилотку, которая чувствовала на себе пальцев больше, чем престарелая проститутка и идёт в город тренировать патрули. А так-то он в звании капитана второго ранга, и это их в базах атомных подводных лодок, как собак не стреляных, а в нормальных городах их – пара, тройка человек на город. Максимум, четыре. И вот механик гуляет по городу, выискивая патрули, потом попадает в их поле зрения и, отвернувшись к ним спиной и заложив ладони в карманы брюк, начинает вразвалочку от них удаляться (тактика, мать её!). Патрульные старлеи, завидев такую легкую добычу, радостно принимались гнаться за Хафизычем, крича во всю свою старлейскую глотку «Товарищвоеннослужащий!!! Астанавитесь!!». Военнослужащий делал вид, что не слышит их от слова «вообще», а когда топот копыт настигал, резко разворачивался к патрульной группе, ослепляя их блеском четырёх больших звёзд.
- Тащ старший лейтенант!!! – строго говорил Хафизыч, щуря глаза, - ко мне!!! Вы почему бегаете в гражданском городе, распугивая мирное население? Война?
- Никак нет, тащ капитан второго ранга! Я…
- Отставить! Почему фуражка сдвинута на бок, Вы что – правила ношения военной формы одежды не знаете?
- Тащ капитан второго ранга! Так мы же бежали…
- Возвращаемся к первому вопросу. Куда вы бежали?
- …за Вами, тащ капитан второго ранга..
- За мной? Мне крайне лестно слышать, что я настолько популярен на флоте, что офицеры бегают за мной наверное для того, чтобы взять автограф. Но, старлей, - смотри ребёнки в колясках плачут от твоего топота и крика! Женщины!!! Женщины, старлей, прижимаются в ужасе к стенкам зданий, так ты их пугаешь! Что ты хотел-то?
- Тащ капитан второго ранга, прошу прощения…
- Простил.
- У нас в гарнизоне запрещено в пилотках ходить!
- Я не из вашего гарнизона, старлей! Целый! Тяжёлый! Атомный! Подводный! Крейсер! Крейсер, лейтенант! Стратегического назначения! Стоит сейчас в порту и волнуется, в ожидании своего драгоценного механика, а ты меня задерживаешь!
- Прошу прощения, тащ капитан второго ранга!
- Свободен!
И Хафизыч шёл дальше в поисках следующей патрульной группы. Крейсер, на самом деле, не волновался за механика, - командир дивизиона живучести, Антоныч, прекрасно и без него приводил системы и механизмы в положение «по-базовому».
Вернувшиеся к вечеру из города разведчики доложили, что по рекомендации местных аборигенов, самые рыбные места – ДК с дискотекой «Для тех, кому за тридцать» и один кабак на Яграх. Командир, всегда склонный считать, что, если безобразие невозможно предотвратить, то его нужно возглавить, назначил старшим по посещению дискотеки в ДК старпома, а кабака – старпома по БУ.
- Внимание экипажу! – объявляет старпом по громкоговорящей связи, - те, кто идёт на дискотеку в ДК, сбор на пирсе в девятнадцать ноль-ноль!
Форма одежду – рубашки, куртки или тужурки с фуражками! Никаких кителей и пилоток мне!!!
- Серёга, - смеётся командир, - может пусть и медали пристегнут?
- Сей Саныч, мы же там атомный военно-морской флот представлять будем!! Серьёзное мероприятие, а Вы шутки шутите!
Берёт микрофон ГГС:
- Ордена и медали разрешаю не вешать, чтоб у всех были равные шансы, а не только ко мне было приковано всё внимание!!! Тогда ещё старпом не знал, насколько там…будут обстоять дела.
В девятнадцать собираемся на пирсе.
- О, раненный олень!!! – радуется старпом моему появлению, - те доктора-то разрешили на дискотеку ходить?
- Да пошли они в жопу!!!
- Ответ не мальчика, но мужа!!! А годков-то тебе скока, там же для тех, кому, за тридцать.
- Двадцать четыре почти што, но если надо, значит будет тридцать один!
Собираемся и стройной группой человек в тридцать-сорок идём в ДК. Красивые, конечно, все до невозможности. Впереди идет запах старпомовского одеколона и отгоняет от нас комаров
Кассирша чуть из зарешёченного окошка не выдавилась, когда увидела нашу группу.
- Здравствуйте, миледи! – здоровается с ней старпом, - почём у вас входные билеты сегодня? Мы вот тут с моими мальчиками имеем желание потанцевать!
- Да что вы, что вы!!! – машет кассирша руками, - так идите!!!
Ставит табличку «Касса закрыта» и начинает густо красить губы. - Хм, странно, - удивляется старпом, - чо это так идите? Ну пошли, проверим!
Поднимаемся на второй этаж, откуда доносятся звуки «юмахо-юмасо». Заходим в зал. Вас когда-нибудь толкал в грудь всхлип «аххххх» от ста женских душ? Вот и завидуйте молча!!! В зале было огромное охотничье угодье из, примерно, сотни женщин возрастом от восемнадцати до пятидесяти лет. Правда сразу стало не очень понятно, кто же на кого будет охотиться. В зале были и мужчины гражданской наружности, человек пять или шесть. Двое в костюмах и остальные в трениках пили водку на подоконнике. - Бля, - прошептал мне на ухо комсомолец Олег, - надо сначала смочить горло, нелегко нам сегодня придётся! Пошли твой аппендицит обмоем!

Так-то Олег уже горло смочил, перед выходом, о чём явно от него пахло. Спускаемся с ним в бар, садимся за столик.
- Офцант!! – кричит Олег, - шампанскага нам!!!
- Это бар, а не ресторан! – огрызается бармен.
- Похуй!!! Бармен!! Шампанскага!!!
Бармен решил не спорить и принёс.
- Олег, - говорю, - я чо-та не понимаю, мы же, вроде как тёлочек должны кадрить шампанским, а не друг друга?
- Не, я ещё недостаточно пьян для этого!
Ну замполит, блин, одно слово! Чему их там вообще в их бурсах учат?
Засосали мы с ним этого лимонада и пошли плясать, в общем. Олег-то пьяненький уже получился совсем и ходил по залу, рассказывая всем, как он мне аппендицит на Северном Полюсе вырезал. Отработав пару композиций, и продемонстрировав всем свою гибкость и подвижность уже хотелось, конечно, и менее энергичных танцев. Дискжокей, как слышал это.
- А сийчас!!! Для доблестного экипажа ТЭКА двадцать!!! Композиция группы Скорпионс «Айм стил ловинг юу»!!! Белый танец!!! Дамы приглашают кавалеров!!! Вот вы знаете, мои образованные друзья, что акула чувствует запах крови за пять километров? То есть, в тот момент, когда вы дома порезались, во время бритья, акула через несколько микрорайонов от вас бросает в сумочку губную помаду и натягивает босоножки уже на бегу к лифту. А теперь представьте, что вы бреетесь прямо в стае акул и неожиданно порезались!!! Не успел я опомниться, как меня уже кто-то танцевал.
Ну поговорили там за жизнь, за погоду, за международную обстановку и в конце дама мне предлагает продолжить вечер в более томной обстановке. Блин, ну вот никакого же интереса, если вы меня понимаете. Ни азарта тебе охотничьего, ни хитроумных схем обольщения, - не люблю такое, - скучно. Отказываюсь, ссылаясь, на то, что доктора запретили мне физические упражнения в томных обстановках. Боюсь, конечно, что обидел даму, но дама, как ни в чём не бывало, уточняет, а не покажу ли я ей пальцем на того, кто будет не против. Пффффф, конечно покажу! Показываю ей на мичмана Васю, например. Моя партнёрша бросает меня, не успев дослушать последнее «юууууу» Клауса Мейне и бежит отбирать Васю у той женщины, с которой он танцует. В итоге, они берут с собой ещё подруг, Вася берёт с собой ещё друзей и они покидают бал, чтобы танцевать в хаотическом порядке, в более томной обстановке. А я, как оказалось, пока наблюдал с детским любопытством за этой картиной, уже опять с кем-то танцую. А ещё, к концу вечера, те пять гражданских личностей вышли на крыльцо драться. А мы стоим вдвоём с электриком Серёгой и курим как раз. Я – высокий брюнет, он – очень высокий блондин, а вокруг нас – драка. Ну переглянулись мы с ним, сняли фуражечки и приготовились, - ну, думаем, явно же сейчас за нас попытаются взяться. Девяностые же на дворе – тогда военных не очень-то и любили. Но. Это же Северодвинск, вы не забывайте!
- Осторожно, осторожно, блядь!!! – кричит кто-то из дерущихся, - военных не заденьте!!! А Борисыч, например, поехал в кабак на Ягры. Ну и как бы загрустил он по родному кораблю и решил вернуться на него прямо ночью. Денег на такси, естественно, нет – мы ж в автономку уходили, а нафик нам там деньги? И вот вышел он на мост и смотрит на далёкие-далёкие огни ночного порта и грустно бредёт в его сторону, сжимая три сигареты в ладошке. Навстречу проскочило такси. «Везёт же людям! – подумал Борисыч, - на машинах ездят». Такси догнало его минут через десять.
- Садись военный! – крикнул таксист.
- Да у меня денег нет, - вежливо отказался Борисыч.
- Да не надо! Я сейчас проститутку домой отвозил, она мне денег дала, чтоб я тебя в порт отвёз!!! Вот скажите мне, дают парижские проститутки денег таксисту, чтоб он одинокого моряка в порт отвёз? Вот то-то и оно! Утром все потрёпанные, но не побеждённые собираемся на подъём флага. Командир, чтобы оценить потери, просит командиров боевых частей доложить о наличии личного состава. Те, кто на вахте стоял - бодрячком и в предвкушении, а те, кто были отпущены, бредут потихоньку с красными глазами на ватных ногах. Без пяти восемь, все в строю, нет только штурманёнка Славы. Начинают выяснять, где был, куда ушёл и всё такое. Появляется. Без галстука и что-то в руке несёт. Плывёт вдоль строя к трапу, никого не видит.
- Слава!!! - кричит, настигнув его, командир, прямо в Славино ухо, - галстук-то твой гдебля?!!
- Втн тщ кмндир! - докладывает Слава и машет у командира перед носом бюстгалтером полноценного третьего размера. Потом пытается одеть его себе на шею.
- Слава!!! - кричит командир, - это лифчик!!!
-Дыа? - удивляется Слава и пытается сфокусировать зрение на нём.
- Штурман! Уберите это, немедленно!! - тычет командир пальцем в Славу, - Занесите его на борт, я потом его любить буду, когда он в сознание придёт! В таком виде он меня не возбуждает даже!
Потом оказалось, что утром в автобусе к Славе пристала женщина с просьбой подарить ей галстук, уж больно он ей понравился. Слава предложил ей обменять его на бюстгалтер, чтоб она от него отстала, но она от него не отстала. (это отрывочек из другого рассказа, но, по времени, он именно тут и должен стоять).
А один ещё офицер пытался угнать городской автобус в Питер, угрожая водителю огнетушителем. Ну водитель понимающий попался и довёзя его до следующей остановки объявил:
- Канал Грибоедова!!! И так продолжалось несколько дней. Я не знаю, конечно, можно ли в Париже вымотаться при отсутствии денег полностью за несколько дней, но в Северодвинске – можно. За день до выхода уже и с борта никто почти не сходил, - все отсыпались и восстанавливали пролитые на женские тела силы, чтоб на следующий день взять ядерный щит наперевес идти дальше охранять спокойный сон, в том числе, и этих, не менее вымотанных женщин. А дальше : «И лодка, размером с египетский Сфинкс, уходит из города Северодвинск» - читали же эти стихи, да?
 

Dozik67

Тру байкер
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
4,094
Адрес
Северодвинск
Имя
Дмитрий
Мото
YZF-R3
6 октября 1986 года в Саргассовом море в печально известном Бермудском треугольнике затонула советская атомная подлодка К-219. Катастрофа стала тяжелейшей потерей для военного флота СССР.

С того дня, как корабль вышел из своего пункта базирования - Сайда-губы, прошло 30 лет. Крейсер затонул в тысяче километров от Бермудских островов. 3 октября 1986 года на борту субмарины произошел взрыв ракеты в одной из шахт.Три дня его экипаж боролся за жизнь, обеспечивая ядерную безопасность реакторного отсека, в котором произошел пожар. Сергею Преминину тогда едва исполнился 21 год. Молодой человек вручную заглушил атомный реактор. Он вошел в отравленный газами, раскаленный от пожара реакторный отсек и специальным ключом вручную опустил поглощающие компенсирующие решетки, чтобы не произошел самопроизвольный запуск реактора. Опустив решетки, Сергей Преминин уже не смог выйти из отсека. Ценой своей жизни он предотвратил возможную ядерную катастрофу, которая могла превысить Чернобыльскую в несколько сотен раз. На борту в момент катастрофы находилось 30 ядерных боеголовок.

Посмертно матрос Сергей Преминин был награжден орденом Красной Звезды, а в 1997 году ему было присвоено звание Героя России.

Сергей Анатоольевич Премиинин — матрос, трюмный машинист дивизиона движения электромеханической боевой части (БЧ-5) первого экипажа ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-219.
Родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области.

Четыре человека погибли на борту К-219, впоследствии из членов экипажа, переживших катастрофу, умерли ещё четыре человека.
 
Сверху