• Наш сайт переехал на новый движок, вопросы и замечания ТУТ

Вот о чем мы со Стелтеком спорили до хрипоты на Валдае!!! Обмен опытом и советы начинающим

  • Автор темы Небесный Тихоход
  • Дата начала
Н

Небесный Тихоход

Guest
Выкладываю переписку по личке....Думаю что для многих будет полезная информация.....Да и самим интересно послушать мнения бывалых!:)
Стелтек:

Про задний тормоз, писал мастер спорта по ШКМГ

--------------------------------------------------------------------------------

Мы учимся ездить по асфальту. Основной тормоз - передний. При торможении вес мотоцикла и водителя активно смещается вперед и еще больше нагружает переднее колесо, а заднее в это время разгружается. Чем сильнее тормозим (не важно каким колесом) тем сильнее заднее колесо теряет сцепление с дорогой. Даже когда закрываешь газ, то уже вилка сжимается, если обратили внимание. Если нужно остановиться быстро, то лучше всего тормозить двумя колесами и передним и задним. Но, чем сильнее мы тормозим, тем меньше усилия нужно прикладывать к заднему тормозу, дабы не заблокировать разгруженное заднее колесо. Если мы блокируем заднее колесо, то мы: 1. увеличиваем тормозной путь, 2. теряем управляемость (мотоцикл заносит) 3. частично теряем устойчивость (исчезает гиросопический эффект). Начинающий мотоциклист, насщупав педаль ЗТ тихо радуется как замечательно оно тормозит. До тех пор, пока ездит не попадая в ситуации, когда нужно тормозить очень быстро... Если мы привыкаем давить на оба тормоза, то в аварийной стиуации, когда придется надавить сильнее, чем обычно, мы рискуем получить вышеупомянутые 3 пункта как раз тогда, когда это не нужно, когда цена вопроса жизнь или здоровье.
Умение пользоваться задним тормозом приходит не на площадке. Оно приходит с годами. Усилие, прикладываемое к заднему тормозу зависит и от модели мотоцикла, и качества резины, и качества покрытия и самое главное, от интенсивности торможения передним тормозом. Новичок в аварийной ситуации, привыкнув жмакать педаль ЗТ обязательно ее пережмет. Поэтому мы и учимся тормозить заднее колесо двигателем. Задний тормоз используем только на грунтовке или другом скользком покрытии на маленькой скорости. Также можно использовать ЗТ при езде с пассажиром.
Я езжу именно так, кто ездит по-другому - это его выбор....

Небесный Тихоход:
Я тебе про Фому, а ты мне про Ерему.... Ты мне пытаешься рассказать азы, которые мне уже как 15 лет известны....Мы спорили не о том какой тормоз эффективней, а о том что юз заднего колеса не так опасен и более легко исправляеться чем юз переднего..... Если ты спросишь своего мастера по ШКМГ то и он это подтвердит.....))) Я как новичек уже несколько раз блокировал заднее колесо, но видимо все-таки автомобильная практика сказываеться ибо я тут же оппускал тормоз и ловил моц.....Это кстати помогло мне понять, определить предел сцепных свойст моей дубовой резины!))) Ни кто не спорит что задним тормозом надо тормозить очень нежно , но все же нужно!) Вот представь фуру которая не тормозила бы прицепом. а только передком....Чтобы с ней было бы? Она бы сложилась! Так вот моц-это та же фура потому как имееться ось вращения между передней и задней частью....Задний тормоз позволяет стабилизировать моц, также как и торможение двигателем.....Ты же не будешь отрицать полезность торможения двигателем?) Так ведь и в этом случае ты тормозишь задним колесом! Просто вопрос у нас зашел о том почему в мотошколе инструктора не позволяют тормозить передним! Я ответил что на площадке небольшие скорости и заднего вполне хватает и кроме того инструктора не хотят чтоб новички сдуру пережам передок кувыркнулись, что возможно и на малой скорости, а вот если пережать задний, то при скоростях на площадке особой беды не будет.....Ну заглохнет движек, ну поюзит заднее колесо....Не так страшно....Вот о чем шла речь...Только и всего....)))
Давай прикольнемся? Сбросим эту переписку в отдельную тему! Пусть народ бодаеться и делиться мнениями! А то ведь для многих это ценная информация а мы в личке обсуждаем!
Стелтек:
Небесный Тихоход написал(а):
Мы спорили не о том какой тормоз эффективней, а о том что юз заднего колеса не так опасен и более легко исправляеться чем юз переднего.....
Попробуй заблокировать переднее колесо! Поверь это не так просто сделать. Заднее заблокировать значительно проще.

Небесный Тихоход написал(а):
Я как новичек уже несколько раз блокировал заднее колесо, но видимо все-таки автомобильная практика сказываеться ибо я тут же оппускал тормоз и ловил моц.....
Уверен, ты делал это на малых скоростях, до 100кмч. Если на трассе, со скоростью 120-140 ты заблокируешь заднее колесо, а потом отпустишь - полетишь вперед быстрее мота. Проверено многими людьми.

Небесный Тихоход написал(а):
Ни кто не спорит что задним тормозом надо тормозить очень нежно , но все же нужно!)
Не нежно! Нужно зажимать передний и отпускать одновременно задний. Ты умеешь так синхронизировать свои действия. А сделать это быстро.

Небесный Тихоход написал(а):
Вот представь фуру которая не тормозила бы прицепом. а только передком....
Не сравнивай центры тяжести фур и нас.

Небесный Тихоход написал(а):
Задний тормоз позволяет стабилизировать моц, также как и торможение двигателем.....
Наооборот - он его дестабилизирует! Мот едет на ЗАДНЕМ колесе, он рулится ЗАДНИМ колесом.


Небесный Тихоход написал(а):
Давай прикольнемся? Сбросим эту переписку в отдельную тему! Пусть народ бодаеться и делиться мнениями!
Да не стоит, народ перегрызется. Я уже сотни раз тут читал и слышал от новичков фразы типа: - Х**вая резина, постоянно блокирую заднее. Не в резине дело, а в неумении работать задним тормозом. Мы привыкли что если заблокировать переднее - то скорее всего это падение, поэтому боясь этого используем заднее. И привыкаем это делать. И как уже говорилось - в ЭКСТРЕННОЙ ситуации, когда от ЭФФЕКТИВНОГО ЭКСТРЕННОГО торможения зависит жизнь - многие не справляются с задним тормозом. Это факт! Попробуй поезди совсем без заднего и ты поймешь, что мот останавливается также эффективно. Научись использовать его на 100% потом будешь немного работать задним, учась ездить с ним. Мы все новички, но все невьебенно самоуверенные. Многие имеют огромный опыт езды на машине и др. транспортах. Так вот - мотоцикл - это совсем другое, и тут надо переучиваться заново.

А так решай сам - как тормозить. Я решил, что опыт профессионалов в этом деле, для меня более ценен.
Небесный Тихоход:
QUOTE=Steltek]
Небесный Тихоход написал(а):
Давай прикольнемся? Сбросим эту переписку в отдельную тему! Пусть народ бодаеться и делиться мнениями!
Да не стоит, народ перегрызется. Я уже сотни раз тут читал и слышал от новичков фразы типа: - Х**вая резина, постоянно блокирую заднее. Не в резине дело, а в неумении работать задним тормозом. Мы привыкли что если заблокировать переднее - то скорее всего это падение, поэтому боясь этого используем заднее. [/quote]
Да и пусть перегрызеться....))) Это куда лучше чем побьется!) Я выкладываю....Сам же говоришь что нужно мнения выслушивать, а пришлушиваться или нет это дело каждого!)
:)
 
Н

Небесный Тихоход

Guest
Да кстати Сань...Помнишь как Демисофт упал на мотарде с горки......:) А почему? Потому что притормозил передним тормозом на песке и под горку......Тормозил бы задним не упал бы....Все надо дифференцировать......Оба тормоза нужны, оба тормоза важны!/images/smilies/wink.gif
 
S

Smok

Guest
Я хоть и новичек в этом непростой мотонауке! Но пару уроков для себя вынес собственной шкурой и пластиком мота! Трасса + повороты только передний, задним помогаю переднему держать сцепление с дорогой при этом стараюсь сэмитировать абс на переднем попеременно изменяя усилие! Крол может расказать как я со свистом сбрасывал со 110 на юбре нежелая влететь фуре в зад, но при этом избежал заноса. Если применить только зад то свалишся особенно в поворотах. Песок или "скользкий" грунт, то тут только задний, тк перед при торможении сразу вязнет и я не знаю какие нужны руки чтоб удержать руль! А вообще нет панацеи от всех болезней нужно походу просто чувствовать жопой какой тормоз применить в конкретной ситуации. Опыт! С ним все придет!
 
N

Naphy

Guest
Smok написал(а):
Я хоть и новичек в этом непростой мотонауке! Но пару уроков для себя вынес собственной шкурой и пластиком мота! Трасса + повороты только передний, задним помогаю переднему держать сцепление с дорогой при этом стараюсь сэмитировать абс на переднем попеременно изменяя усилие! Крол может расказать как я со свистом сбрасывал со 110 на юбре нежелая влететь фуре в зад, но при этом избежал заноса. Если применить только зад то свалишся особенно в поворотах. Песок или "скользкий" грунт, то тут только задний, тк перед при торможении сразу вязнет и я не знаю какие нужны руки чтоб удержать руль! А вообще нет панацеи от всех болезней нужно походу просто чувствовать жопой какой тормоз применить в конкретной ситуации. Опыт! С ним все придет!
ТАК!!! У ТЕБЯ ОШИБКА КОТОРАЯ МОЖЕТ ПЕЧАЛЬНО КОНЧИТСЯ!!!!
НЕЛЬЗЯ ТОРМОЗИТЬ И ОТПУСКАТЬ ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ (КАК ТЫ СКАЗАЛ ЭМИТИРУЕШЬ АБС) СНЕСЕТ НАХЕР В БОК ТВООЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО И НАИПНЕШСЯ!
 
А

Аля

Guest
когда начинала ездить, использовала только ЗТ, переднего во-первых побаивалась, во-вторых - обкатка была, скорость черепашья! потом, со временем, научилась пользоваться передним! для экстренного торможения на трассе, если взять процентное соотношение, использую 60% ПТ и 40% ЗТ где-то так

торможение на песке мне пока дается не всякий раз, страшная вещь - привычка!
 
N

Naphy

Guest
А теперь скажу свое мнение которое схоже с Стелтеком!

И так...

1) Торможение в поворотах.

Тормозить в поворотах МОЖНО! Скорее притормаживать, но только передним. Подтормаживать, скорее подруливать можно, но уже задним. Но надо перед этим нужно научиться чувствовать информативность тормозов!!! Подробно разжевывать эту тему не будем.

2) Торможение на прямой.
Так как при движении мотоцикла центр тяжести смещается на заднее колесо, то можно условно сказать что мотоцикл управляется именно задним колесом. Пример: пассажир елозит на сидении - ваш мотоцикл реагирует и отклоняется от прямой! Как только вы начинаете тормозить или даже закрываете газ - центр тяжести смещается в перед, вилка сжимается, информативность от заднего колеса уменьшается и уже сложно ловить грань его блокировки, вот поэтому тормозить только задним вообще не стоит НИ КОГДА. Блокировка заднего колеса НА ПРЯМОЙ, на чистом асфальте не опасна (проверено самолично со скорости 110-120 км в час, покрывало заживало в цепи и колесо тут же заблокировалось), но жопа виляет дай боже почти до 1/3 метра, тут главное ни чего не делать (не тормозить передним, не рулить). Но как только заблокированное колесо потеряет сцепление из-за песка на асфальте а потом тут же зацепится снова - вас может выбросить с сидушки на дорогу или просто прижмет мотом.
 
S

Smok

Guest
Naphy написал(а):
ТАК!!! У ТЕБЯ ОШИБКА КОТОРАЯ МОЖЕТ ПЕЧАЛЬНО КОНЧИТСЯ!!!! НЕЛЬЗЯ ТОРМОЗИТЬ И ОТПУСКАТЬ ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ (КАК ТЫ СКАЗАЛ ЭМИТИРУЕШЬ АБС) СНЕСЕТ НАХЕР В БОК ТВООЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО И НАИПНЕШСЯ!
Я не отпускаю его а снижаю усилие! Ловлю грань между блокировкой и торможением! Сам посуди если блокирнутое колесо которое только начало нести разблокировать то мот сразу стабилизируется только надо поймать в какую сторону качнет! Но вот допускать блокировки просто нестоит!
 
N

Naphy

Guest
Тормозить задним тормозом эффективно со вторым номером, так как он загружает заднее колесо даже при торможении (хотя стоит учесть вес пассажира!). Для повседневного торможения ВСЕГДА использую только передний, если не хватает то подключаю задний. На малых скоростях несколько раз блочил переднее колесо когда стопил, блочилось оно на 20-30 см (след на асфальте) исключительно из-за НЕ ПРОГРЕТОЙ резины и недостаточно прогретого асфальта - переднее колесо ни куда не вело. Для себя выработал привычку начинать тормозить всегда передним, было очень сложно из-за того что раньше ездил на совкоциклах (ну там барабанные передние тормоза и очень легко было заблокировать переднее колесо).

3 Экстренное торможение.

Всем известно что юз увеличивает тормозной путь. Поэтому не стоит ни когда давить сразу на задний тормоз до упора (это делают многие новички). Не стоит выжимать сцепление - это поможет вам увеличить шанс не дать заблокировать заднее колесо. Что делать если перед вами препятствие на дороге? Если можно - ОБЪЕЗЖАЕМ (учим контр-руление, но это уже отдельная тема), сомневаешься - ГАЗУЙ (вот это правило не стоит применять если загорелся красный сигнал светофора...)! И так если деваться некуда тогда применяем экстренное торможение. Стараемся сделать одновременно закрыть газ и начать тормозить передним: но хватаемся не РЕЗКО а ИНТЕНСИВНО нажимаем на ручку переднего тормоза ДОЗИРУЯ УСИЛИЯ, спустя мгновения начинаем прижимать лапку заднего тормоза...

ТОРМОЗА ПРИДУМАЛИ НЕ ТРУСЫ, ТОРМОЗА ПРИДУМАНЫ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫСТРО ЕЗДИТЬ! Всем рекомендую найти площадку у себя на районе и учиться ТОРМОЗИТЬ И ЕЩЕ РАЗ ТОРМОЗИТЬ.
 
S

slonikus

Guest
ИМХО - я решил проблему проще - отпустил на один оборот натяжение тяги заднего барабанного тормоза, чтобы при всем желании я не смог мгновенно заблокировать заднее колесо. У меня довольно мягкий задний тормоз теперь, но если максимально его "топнуть", то намертво заблокируется. Просто это стало сложно сделать - очень "глубоко" давить надо..../images/smilies/wink.gif
 
N

Naphy

Guest
Smok написал(а):
Я не отпускаю его а снижаю усилие! Ловлю грань между блокировкой и торможением! Сам посуди если блокирнутое колесо которое только начало нести разблокировать то мот сразу стабилизируется только надо поймать в какую сторону качнет! Но вот допускать блокировки просто нестоит!
Лучше не дожать чем пережать... Тормозом надо работать интенсивно увеличивая усилия ДО грани блокировки. Дуй на площадку и вырабатывай там грань, но не как уж на дороге общего пользования.

Если заблокированное переднее колесо резко получит сцепление с асфальтом (скорость хорошая а колесо не крутилось а тут бац тормоз отпущен) - ТЕБЯ ВЫБРОСИТ НАХЕР С МОТОЦИКЛА (ПРОВЕРЕНО НА СВОЕМ ШЛЕМЕ, ПЛЕЧЕ И КОЛЕНКЕ и на коцках старого фазера...)
 
N

Naphy

Guest
А вообще рекомендую обратиться за обучением к СТУДЕНТУ, вот он вас НА ПРАКТИКЕ НАУЧИТ ПРАВИЛЬНО ТОРМОЗИТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДВИГАТЕЛЕМ..
 
D

Demisoft

Guest
На всамом деле на этот вопрос не дать однозначный ответ, т.к. надо рассматривать каждую ситуацию в отдельности.
Допустим у тебя ровная хорошая дорога, ты держишь достаточно приличную скорость и вдуг неожиданно появляется поворот... Если есть возможность начинать оттормаживаться до поворота, то делай это, в повороте тормозить НЕНАДО, вали мот на бок, он удержит (даже Ёбрик до подножек держит хорошо, проверено на личном опыте на трэке). Где-то в инете есть хорошая статья с описанием физических законов.
Другое дело если дорога хреновая и при заваливании мота он попадёт в ямку, то естевственно свалишся. Тут уже оттормаживайся обоими, но помни, при резкой остановке КПД преднего порядка 85%, а заднего всего лишь порядка 15% (это всё из-за разгрузки заднего колеса, от этого и юз). Просто иногда 15% тоже много значат.
По поводу заднего юза, думаю все помнят детство и катание на великах, там управление задним юзом было на ура. На ебрё мне тоже достаточно хорошо даётся управление юзом заднего колеса, видимо из-за похожей у нас массы и моей силы (насчёт лёгкой девушки отвечать не буду, незнаю). Оттормаживался в юз задним колесом на скоростях порядка 80-90 км/ч - управляется нормально. Незнаю и писать небуду как на спортах со скоростями порядка 200км/ч и с чёпперами за 300кг.
Трещины на морде моего юбрика были все поставлены на скоростях порядка 5-15км/ч и грунтовая дорога + передний тормоз /images/smilies/cool.gif /images/smilies/innocent.gif
 
K

Kostikos

Guest
Вообще не совсем понимаю как можно на скорости заблокировать переднее колесо на ёбрике на чистом асфальте(при езде по прямой!!! в повороте можно). у меня не получалось.
А вот заднее на родной резине юзило даже при легком нажатии. На метцеллере тормозить стало лучше, даже если в юз уходит то это происходит мягко и легко это дело исправить.
 
S

slonikus

Guest
Kostikos написал(а):
Вообще не совсем понимаю как можно на скорости заблокировать переднее колесо на ёбрике на чистом асфальте..........
ЛЕГКО!!! Я экстренно тормозил перед перестроившимся в мой ряд придурком, который полез в мою дистанцию 3 метра. Передняя резина взвизгнула, и малость пошла юзом, оставив черный след на асфальте.
 
N

Naphy

Guest
Kostikos написал(а):
Вообще не совсем понимаю как можно на скорости заблокировать переднее колесо на ёбрике на чистом асфальте(при езде по прямой!!! в повороте можно). у меня не получалось. А вот заднее на родной резине юзило даже при легком нажатии. На метцеллере тормозить стало лучше, даже если в юз уходит то это происходит мягко и легко это дело исправить.
Заблокировать переднее колесо можно на любом ПРИ ИНТЕНСИВНОМ торможении т.е. усиливая нажатие на рычаг и дойти до грани. А если резко и сильно дернуть - просто сверху накроет мотом. Если я откидываюсь на зад у меня (fz6) не стопит, вперед - меньшее усилие на тормоз чтобы отровать заднее колесо. Я только учусь ему... мнебы приспособленный аппарат для станта чтобы не баловаться а реально стопить учиться... Эх где мая кавка zx6r... купить бы...
 
K

Kostikos

Guest
slonikus написал(а):
ЛЕГКО!!! Я экстренно тормозил перед перестроившимся в мой ряд придурком, который полез в мою дистанцию 3 метра. Передняя резина взвизгнула, и малость пошла юзом, оставив черный след на асфальте.
Naphy написал(а):
Заблокировать переднее колесо можно на любом ПРИ ИНТЕНСИВНОМ торможении т.е. медленно усиливая нажатие на рычаг и дойти до грани. А если резко и сильно дернуть - просто сверху накроет мотом. Если я откидываюсь на зад у меня (fz6) не стопит, вперед - меньшее усилие на тормоз чтобы отровать заднее колесо. Я только учусь ему... мнебы приспособленный аппарат для станта чтобы не баловаться а реально стопить учиться... Эх где мая кавка zx6r... купить бы...
хмм... значит у меня не было таких ситуаций чтобы так зажимать передний тормоз... либо я больше вешу и за счет массы колесо не блочит... хз...
 
S

slonikus

Guest
Kostikos написал(а):
хмм... значит у меня не было таких ситуаций чтобы так зажимать передний тормоз... либо я больше вешу и за счет массы колесо не блочит... хз...
Я вешу сейчас порядка 90-92 кг...
 
S

Steltek

Guest
Naphy написал(а):
Заблокировать переднее колесо можно на любом ПРИ ИНТЕНСИВНОМ торможении
Вы забываете, что ЕБР прощает многое. Хайсайд на ебре невозможен - вот и блокируют колесо безопаски. И вообще здесь другая динамика, когда ты резко ускоряешься и вдруг надо также резко тормозить - это совсем другое.
 
N

Naphy

Guest
Steltek написал(а):
Вы забываете, что ЕБР прощает многое. Хайсайд на ебре невозможен - вот и блокируют колесо безопаски. И вообще здесь другая динамика, когда ты резко ускоряешься и вдруг надо также резко тормозить - это совсем другое.
Мы рассматриваем ВСЕ, да ебрь прощает работу с ручкой газа НО не с тормозом (ИМХО)
 
Сверху