Сайт Форум Фото-галерея Энциклопедия Клуб Партнеры Контакты   RSS

Вернуться   Международный мотоклуб YAMAHA YBR 125, YBR 250 > Ремонт, обслуживание, доработка мотоциклов > Yamaha YBR 125
Регистрация FAQ Пользователи Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Результаты опроса: Заценить креатифф
Фтопку! КГ\АМ! 4 5.88%
Ниасилил, многа букаф! 4 5.88%
Аффтар пеши исчо! 8 11.76%
Аффтар пеши исчо и с картинками! 52 76.47%
Голосовавшие: 68. Вы ещё не голосовали в этом опросе

Ответ
 
Опции темы
Старый 07.12.2007, 23:43   #1
Matros
Аццкий электрик
 
Аватар для Matros
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Харьков
Мото: Был Yamaha YBR-125
 
 
Сообщения: 3,065
Отправить сообщение для Matros с помощью ICQ
Электрофак. Вопросы и ответы по электрике.

Как-то я тут про аккумулятор писал... И родилась у меня мысля сделать что-то типа FAQ по юбровской электрике. Ну или просто собрать в одном месте информацию по теме, которая, возможно будет кому-то полезна.
На ваш суд предлагается первая часть марлезонского балета, некие наброски, так сказать, и примерный план того, что еще хотелось бы осветить. Разделы могут расширяться и добавляться в процессе. Вам решать - нужна ли такая телега клубу или это у меня графомания приключилась. Опрос я пристегну к этой же ветке.
Ну, поехали.

ЭлектроФАК, ver 0.1b


1. Основные понятия электротехники.

Единицы измерения.
Школьный курс физики излагать не буду, интересующиеся могут освежить память самостоятельно. Напомню только основные моменты.
Основные электрические характеристики - ток, напряжение и сопротивление. Ток бывает постоянным и переменным. Измеряется в амперах (А). Напряжение - в вольтах (В/V). Сопротивление - в Омах (Ом/Ohm). Соотношение между ними простое - при приложении напряжения в 1 вольт к проводнику сопротивлением 1 Ом, по нему протекает ток в 1 ампер - закон Ома.

Производные единицы:
Мощность: Ватт (Вт/W) = сила тока (А) * напряжение (В) Смысл в плане потребления: при подаче на нагрузку мощностью в 1 Вт напряжения в 1В, будет потребляться ток 1А. Смысл в плане вырабатывания: Генератор мощностью в 1 Вт в состоянии отдать ток в 1А при напряжении 1В (или, например, 12В 0.083(3)А, соответственно, см. формулу)

Электрическая ёмкость: Ампер-час (Ач/Ah) = сила тока (А) * время работы (ч/h) Смысл: аккумулятор емкостью в 1 Ач в состоянии отдавать ток 1 А в течение 1 ч.

2. Электросистема YBR-125, характеристики.

Напряжение бортовой сети - 12 вольт постоянного тока.
Мощность генератора - 115 Вт
Мощность лампы фары ближний/дальний свет - 35/35 Вт
Мощность лампы переднего габаритного огня - 5 Вт
Мощность ламп указателей поворотов - 10 Вт
Мощность заднего габаритного огня/лампы стоп-сигнала - 5/21 Вт
Мощность ламп индикаторов - 3 Вт
Мощность ламп подсветки - 1.7 Вт (4 шт)
Ёмкость аккумулятора - 5 Ач
Ток звукового сигнала - 3 А

3. Аккумулятор

3.1 Тип аккумулятора
В YBR-125 используется обслуживаемый свинцово-кислотный аккумулятор напряжением 12В и емкостью 5 Ач.

3.2 Устройство аккумулятора
Аккумулятор состоит из 6 конструктивно одинаковых ячеек, выводы которых соединены последовательно в цепочку: "+-+-+-+-+-+-". Каждая ячейка выдает напряжение 2В, суммарное напряжение батареи - 12В, соответственно. Внутри ячейки расположен многослойный "бутерброд" из тонких свинцовых решетчатых пластин, отделенных друг от друга тонкими сепараторами из пористого материала. Ячейки решеток пластин заполнены спрессованым составом на основе солей свинца ("активная масса").

Пластины в пакете соединены через одну параллельно, с четных снимается "+", с нечетных - "-". Весь пакет погружен в электролит, приготовленный из серной кислоты (H2SO4) и дистиллированной воды.
Кислота разводится дистиллированной водой до получения плотности электролита 1.29. Чистота используемых компонентов электролита очень критична! Попадание сторонних веществ (например, обычной водопроводной воды -, следовательно, хлора, солей и железа) очень быстро и навсегда выводит аккумулятор из строя. В процессе эксплуатации вода из электролита испаряется (кислота - практически нет), поэтому нужно регулярно следить за уровнем электролита и доливать дистиллированную воду до нужного уровня - на аккумуляторе есть две риски - MIN и MAX, уровень нужно держать между ними посередине.

Будьте осторожны при работах с аккумулятором, электролит - это очень сильная кислота, которая вызывает долго не заживающие ожоги и разъедает большинство материалов - одежду, краску, многие металлы и т.д. При попадании на кожу или одежду - немедленно смыть большим количеством воды, лучше с добавлением соды! Берегите глаза, одевайте очки! Чтобы ослепнуть - достаточно одной капли! При употреблении внутрь - выпить минимум литр молока с жженой магнезией (или хотя бы воды), сырые яйца, растительное масло, что есть под рукой, и немедленно к врачу. По дороге желательно прихлебывать каждые 5 мин. раствор той же магнезии (20гр на стакан воды), по столовой ложке. Можно использовать готовые препараты - маалокс и ему подобные.

Соду (и ее раствор) лучше держать под рукой, когда работаете с аккумулятором. Пролитую кислоту засыпать содой в количестве, пока не перестанет пузыриться и смыть раствором или водой. Если кто решит делать электролит сам (что довольно бессмысленно, проще купить готовый), помните, сначала наливаете воду, потом добавляете кислоту. Если сделать наоборот - получите гарантированное выплескивание кипящей кислоты из емкости.

3.3 Зарядка аккумулятора.
Назначение аккумулятора - накапливать энергию и потом ее отдавать, следовательно перед началом эксплуатации аккумулятор нужно зарядить. Для этого аккумулятор нужно подключить к источнику напряжения и подождать некоторое время, пока он зарядится. В процессе заряда нужно ограничивать ток, протекающий через аккумулятор, иначе возможен сильный нагрев, закипание электролита и даже взрыв. Поэтому между источником напряжения и аккумулятором в зарядном устройстве всегда присустствует токоограничивающий регулируемый (вручную или автоматически) элемент.

В самом простом варианте зарядное устройство - это источник постоянного тока напряжением выше номинального напряжения батареи (14-20В) соединенный с батареей через реостат (переменное сопротивление) и амперметр - для контроля протекающего тока в процессе заряда.

Сложные зарядные устройства оснащены автоматикой и их достаточно просто подключить к аккумулятору и установить емкость заряжаемой батареи. Когда покупаете зарядное устройство - читайте инструкцию и обратите внимание, на какие типы батарей оно рассчитано. На рынке масса зарядников, которые рассчитаны на усредненные автомобильные 50 Ач и для заряда мотоаккумулятора непригодны.

Штатная зарядка свинцово-кислотного аккумулятора производится током в 1\10 емкости. Таким образом, для штатного 5 Ач аккумулятора нужно выставлять ток 5Ач\10ч=0.5А. Время заряда - 12-13 часов ((ёмкость батареи)\(ток заряда)*(КПД) (1.2-1.3 для свинцового аккумулятора). Конец заряда при неавтоматическом заряде легко определяется по быстрому и сильному падению зарядного тока в конце процесса (если в заряднике есть амперметр) или по визуальному интенсивному "кипению" во всех банках батареи. В кавычках - потому что на самом деле ничего не кипит, выделяется водород и выглядит это как кипение. Еще один метод проверки заряда - можно проверить плотность электролита ареометром (подразумеваю, что уровень нормальный и изначально электролит нормальный) 1.28-1.29 - нормальная плотность электролита заряженного аккумулятора.

Для того, чтобы зарядить аккумулятор, его нужно обязательно отключить от бортовой сети и желательно вынуть из мотоцикла. Обидно будет, если он плюнет кислотой на байк. Отключать нужно в первую очередь "-" аккумулятора (массу), потом плюс. Подключать - в обратном порядке. Если вы при откручивании случайно закоротите отверткой плюсовой вывод аккумулятора на массу, то будет много искр и, возможно, дыма. Если в этот момент масса будет уже отключена - ничего страшного не произойдет. Поэтому - отключать сначала массу, потом плюс. Подключать - наоборот. Запомнить как "Отче наш"



4. Свет
4.1 Штатная система
4.2. Ксенон
4.3. Светодиоды
4.4 Указатели поворотов
4.5. Другие полезные устройства и приспособления

5. Сигнал
6. Стартер
7. Сигнализация
8. Система зажигания (надо ли?)
9. Проблемы и их решение
__________________
Jedem das Seine
Matros вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.12.2007, 23:57   #2
SHUM
Пользователь
 
Аватар для SHUM
 
Регистрация: 15.05.2007
Адрес: г.Москва ,Никитский булв.
 
 
Сообщения: 276
Отправить сообщение для SHUM с помощью ICQ
Хоршая инфа!
__________________
YBR-125(продан),CB-400SF
SHUM вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.12.2007, 18:07   #3
Аля
TURBO-Ёберовод
 
Аватар для Аля
 
Регистрация: 04.09.2007
Адрес: Тиллимиллитрямдия
Мото: таааааааа
 
 
Сообщения: 749
Отправить сообщение для Аля с помощью ICQ
Молодчина Матрос! очень полезно и в тему (мне лично)))
зер гут
__________________
...мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот, дробить их на возможно мелкие ветви и группы... мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению. (с) соображения рейхсфюрера СС Гиммлера
Аля вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.12.2007, 23:32   #4
Matros
Аццкий электрик
 
Аватар для Matros
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Харьков
Мото: Был Yamaha YBR-125
 
 
Сообщения: 3,065
Отправить сообщение для Matros с помощью ICQ
Дополнение в раздел аккумуляторов. Вроде бы его можно считать в таком виде готовым. Ничего не забыл?

Народ, если есть пожелания насчет того, что нужно описать в ФАКе, вы пишите.


3.4 Хранение аккумулятора

При нормальной эксплуатации аккумулятор особых хлопот не доставляет. Достаточно периодически поглядывать на уровень электролита. Единственная опасность - длительная езда на низких оборотах, особенно с включенным светом, когда мощности генератора оказывается недостаточно и энергия для электросистемы байка берется от аккумулятора. В этом случае аккумулятор постоянно недозаряжен, что не очень хорошо сказывается на его здоровье и надежности всей электросистемы. Поэтому после пробки рекомендуется как следует прохватить, заодно и свечи от нагара очистятся. Самые заботливые могут периодически проверять заряд аккумулятора или даже профилактически подзаряжать один-два раза в месяц.

Ситуация меняется, когда байк становится на долгое время на прикол. Процессов заряда-разряда в аккумуляторе не происходит, начинаются всякие нехорошие вещи, типа сульфатации пластин и т.д. Поэтому хранение требует соблюдения некоторых достаточно простых правил, которые сведут негативные последствия простоя до минимума. При длительном хранении аккумулятор лучше отключить, особенно если установлена сигнализация, которая к весне разрядит аккумулятор в ноль. Перед хранением аккумулятор нужно полностью зарядить, лучше зарядным устройством, а не ездой, так проще проконтролировать процесс. Хранить аккумулятор лучше всего в сухом холодном месте, желательно при отрицательной температуре, например, на застекленном балконе или в сухом неотапливаемом помещении. Этим уменьшается процесс саморазряда и аккумулятор лучше сохраняется. Весной перед установкой на байк желательно проверить степень заряда и если нужно, подзарядить батарею.

3.5 Необслуживаемые аккумуляторы

В природе сущестувуют герметичные необслуживаемые гелевые свинцово-кислотные аккумуляторы. Например, те, что устанавливаются в компьютерных источниках бесперебойного питания. Часто возникает вопрос, можно ли их использовать для замены штатного? Здесь мнения расходятся. У меня есть отрицательный опыт применения таких батарей, у некоторых одноклубников - положительный. В качестве аргументов против можно привести то, что эти батареи плохо приспособлены к вибрациям и не рассчитаны на стартерный ток. Поэтому их использование - на свой страх и риск, вероятность отказа достаточно высока. Специальных гелевых мотобатарей я не встречал, но может быть они и существуют. Один момент - если поставить батарею большей емкости чем штатная, есть риск того, что она будет недозаряжаться, так как зарядные цепи в YBR рассчитаны на 5 Ач батарею.
__________________
Jedem das Seine
Matros вне форума   Ответить с цитированием


Старый 09.12.2007, 00:27   #5
dander
Пользователь
 
Аватар для dander
 
Регистрация: 04.04.2007
Адрес: Москва, Коньково
 
 
Сообщения: 385
Отправить сообщение для dander с помощью ICQ
зачотище, мне как студенту тех вуза и сдавшему электротехнику было оч интерсно почитать что же мы все таки изучали в опросе ашипка, с кортинГами
dander вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2007, 20:50   #6
SoX
Пользователь
 
Аватар для SoX
 
Регистрация: 21.04.2007
Адрес: ЗАО Кунцево
Мото: CB1000sf
 
 
Сообщения: 876
Отправить сообщение для SoX с помощью ICQ
Аффтар пеши исчо и с картинками!
инфа полезная фото4ек нехватать...
__________________
Honda dj50cc>Восход 3м175cc>Тула>yamaha125>honda cb400>honda cb1>honda cb1000
SoX вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2007, 21:31   #7
bordos2006
Заблокирован
 
Регистрация: 17.08.2007
Адрес: Харьков
Мото: YAMAHA YBR 125
 
 
Сообщения: 1,118
Отправить сообщение для bordos2006 с помощью ICQ
По поводу гелевых акккумуляторов. Есть такие аккумы расчитанные на старртовые токи(видел, держал в руках). Цена соответсвенно выше упсовых. Вибростойкость высокая, по крайней мере в легкой авиации используются повсеместно. Тут засада вот еще чем, зарядные токи обслуживаемых аккумов выше чем гелевых, что негативно сказывается в процессе эксплуатации. Т.е. надо менять не только аккум но и блок нормирующий зарядный ток (точно не знаю что это и где это находится, еще не разбирался :-) )
bordos2006 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2007, 21:48   #8
MadAlex
Пользователь
 
Аватар для MadAlex
 
Регистрация: 08.07.2007
Адрес: Питер, Гражданка
 
 
Сообщения: 165
Цитата:
Сообщение от bordos2006 Посмотреть сообщение
По поводу гелевых акккумуляторов. Есть такие аккумы расчитанные на старртовые токи(видел, держал в руках). Цена соответсвенно выше упсовых. Вибростойкость высокая, по крайней мере в легкой авиации используются повсеместно. Тут засада вот еще чем, зарядные токи обслуживаемых аккумов выше чем гелевых, что негативно сказывается в процессе эксплуатации. Т.е. надо менять не только аккум но и блок нормирующий зарядный ток (точно не знаю что это и где это находится, еще не разбирался :-) )
Более того, при достиженни полного заряда в обычном аккуме электролит начинает кипеть, что для гелевого аккума - просто смерть.
Не знаю, может я что-то не то делаю - но родной аккум пока посадить не удавалось...на будущий год посмотрим - вместо штатной лампы поставлю ксенон на ближний + под фару прожектор Hella FF-74 для дальнего.
Хотя...что-то мне подсказывает что будет нормально, ибо дальний есть смысл включать на нормальной скорости...стало быть и обороты будут 5-6 тысяч...значит зарядки хватит...наверное. В любом случае куплен вольтметр от шахи...буду ставить, так что сразу пойму свою неправоту, если такая обнаружиться.
__________________
------
Шершавой!!!
------
Yamaha YBR 125 #5634 78RUS
Dodge Grand Caravan #049 78RUS
MadAlex вне форума   Ответить с цитированием


Старый 09.12.2007, 22:28   #9
Matros
Аццкий электрик
 
Аватар для Matros
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Харьков
Мото: Был Yamaha YBR-125
 
 
Сообщения: 3,065
Отправить сообщение для Matros с помощью ICQ
Цитата:
Сообщение от bordos2006 Посмотреть сообщение
По поводу гелевых акккумуляторов. Есть такие аккумы расчитанные на старртовые токи(видел, держал в руках). Цена соответсвенно выше упсовых. Вибростойкость высокая, по крайней мере в легкой авиации используются повсеместно. Тут засада вот еще чем, зарядные токи обслуживаемых аккумов выше чем гелевых, что негативно сказывается в процессе эксплуатации. Т.е. надо менять не только аккум но и блок нормирующий зарядный ток (точно не знаю что это и где это находится, еще не разбирался :-) )
Авиационные - есть, там вибрации не те, что на байке, попроще малость. А вот именно мото - не видел и как-то в инете не нашел тоже. Найдешь точно модель - делись, внесем в ФАК. А то пока что это тот суслик, которого никто не видел, а он есть.
Что касается зарядных токов - они точно такие же, как и у обычных аккумуляторов. Не знаю, кто тебе такое сказал, достаточно взять даташит на любую гелевую батарею и посмотреть. Мало того, гелевые частенько штатно выдерживают ударный заряд токами около 2А при собственной емкости 7Ач. Штатно, повторюсь.

Цитата:
Сообщение от MadAlex Посмотреть сообщение
Более того, при достиженни полного заряда в обычном аккуме электролит начинает кипеть, что для гелевого аккума - просто смерть.
Гелевый просто не кипит. Происходит рекомбинация газов, весь смысл технологии в этом. В крайнем случае - давление стравливается клапанами. Если не нарушать технологию зарядки - ничего страшного не будет. Мало того, один из штатных режимов эксплуатации гелевых батарей - stand-by, когда аккумулятор постоянно поддерживается в полностью заряженном состоянии. И ничего страшного при этом не происходит.
__________________
Jedem das Seine
Matros вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2007, 22:58   #10
Matros
Аццкий электрик
 
Аватар для Matros
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Харьков
Мото: Был Yamaha YBR-125
 
 
Сообщения: 3,065
Отправить сообщение для Matros с помощью ICQ
Цитата:
Сообщение от MadAlex Посмотреть сообщение
Хотя...что-то мне подсказывает что будет нормально, ибо дальний есть смысл включать на нормальной скорости...стало быть и обороты будут 5-6 тысяч...значит зарядки хватит...наверное.
Чтобы не гадать - нужно посчитать. По поводу баланса мощности будет в следующих разделах опуса. Во всяком случае, планируется.
__________________
Jedem das Seine
Matros вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 2 (пользователей: 0 , гостей: 2)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 20:37.




:: Вся информация о мотоциклах Yamaha YBR 125, Yamaha YBR 250 :: Copyright © 2006 YBRCLUB.COM ::
:: Энциклопедия мотоциклов :: APRILIA :: HARLEY-DAVIDSON :: HONDA :: KAWASAKI :: SUZUKI :: YAMAHA ::
Новости :: Темы-1 :: Темы-2 :: Пользователи